Гальванизация


"Открываю пьесу. Идет список действующих лиц. Читаю: "Действующие лица все в коме", - поделилась своими впечатлениями от современной драмы член жюри премии "Действующие лица" театровед Инна Вишневская. Всего в конкурсе премии участвовало 447 драм, и экстрима в них было больше, чем в передаче "Фактор страха". В результате работы жюри из массы словесной руды было добыто 10 пьес, составивших шорт-лист премии. Все они будут в ближайшее время поставлены в театре, некоторые - на радио и на телевидении.

Отрывки из этих пьес были сыграны молодыми актерами "Школы современной пьесы" и показаны в видеопроекции. Оказалось, что в шорт-листе собрано всяких жанров по паре. Светлана Савина написала черную мелодраму "О братьях наших меньших" про простодушную красавицу, которая приехала в маленький городок, а Елена Исаева - мелодраму со все объясняющим названием "Про мою маму и про меня". Про Петра Первого написали Вера Трофимова из Тулы и классик Ион Друцэ. Единственным забавным видеоотрывком оказался диалог из театрального анекдота Александра Железцова "Диалоги о животных". А самым показательным - кусочек пьесы самого юного участника конкурса, 18-летнего Александра Демахина, "Бабий дом". Но о нем речь впереди.

Поначалу вручение премий шло легко и задорно. Дамский оркестр играл туш. Представители канала "Культура", радио "Россия" и другие информационные спонсоры вручали свои скромные награды. Критик Татьяна Москвина (пьеса "Па-де-де") получила коробку шоколада от организации "Объединенные кондитеры" с формулировкой "за сохранение семейных отношений" и решила, что это приз не ее героям, которые в финале разводятся, а ей самой.

Но когда на сцену вышел председатель жюри Сергей Юрский, стало ясно, что дележ главных премиальных сумм проходил непросто. Первая премия составляла 7000 у. е. , вторая - 5000, третья - 3000, но разошлись эти деньги самыми причудливыми путями. Юрский заявил, что "главным качеством присланных пьес было их количество", и посетовал на то, что "театр стал пожирателем пьес и уничтожителем текстов". Из его намеков стало понятно, что жюри разделилось на архаистов и новаторов: первые искали хороших диалогов и светлых мыслей, вторые - чернухи, шока и экстрима. Первых возглавлял, как нетрудно догадаться, сам Юрский. "Младотурков" вел в бой создатель "Новой драмы" Михаил Угаров.

В результате единственной кандидатурой, не вызвавшей споров в жюри, стал классик советской драматургии Ион Друцэ, получивший вторую премию за пьесу "Последняя любовь Петра Великого". Он же стал и настоящим победителем конкурса, сумев в гордом одиночестве унести домой 5000 ни с кем не разделенных у. е. Остальные премии - первая и третья - были поделены пополам. По $1500 получили Виктор Шамиров ( "Одни") и Александр Железцов ( "Диалоги о животных"). По $3500 взяли традиционная мелодрама Елены Исаевой "Про мою маму и про меня" и нонконформистская пьеса с минимумом слов "Бабий дом" Александра Демахина.

Призовой фонд формировался за счет средств РАО "ЕЭС России". Вручавший первые премии Анатолий Чубайс по-своему объяснил кризис современной драматургии. По его словам, "отсутствует диалог между людьми, между государством и обществом". "Что здесь может сделать скромная энергетическая компания? - посетовал Чубайс, и зал почтительно захихикал. - Только добавить энергетики. Это мы сделаем по полной".

Вручение премии "Действующие лица" выглядело так, словно РАО ЕЭС пытается гальванизировать труп русской драматургии. Энергетики все добавляют, и труп подергивается довольно активно. Полюбоваться этими судорогами можно было при демонстрации видеоотрывка из пьесы Александра Демахина, обладателя первой премии "Действующие лица". В нем действовали мужчина и женщина. Сначала они долго, минут пять, ходили по кругу и молчали. Потом женщина спросила: "Что мы делать-то теперь будем? " Мужчина промолчал. "Нет, ты мне скажи, что нам делать-то теперь", - не унималась женщина. "Суп варить, - сказал мужчина. - Ты же любишь суп". В ближайшем будущем мы увидим демахинский "Бабий дом" на сцене "Школы современной пьесы".