Бояться нечего
НЬЮ-ЙОРК - Недавняя геомагнитная буря, самая сильная за последние годы, вызвала изрядный переполох среди любителей путешествий. Их мучил вопрос: могут ли пассажиры авиарейсов подвергаться в эти дни повышенному радиоактивному излучению?
Геомагнитная буря, разразившаяся в эти дни на Земле после особо мощных вспышек на Солнце, теоретически могла бы привести к тому, что пассажиры, находящиеся в воздухе, подверглись бы сильному радиационному воздействию. В минувшую среду Уоллес Фридберг, руководитель отдела радиобиологических исследований Федерального управления авиации США (Federal Aviation Administration) , опубликовал рекомендации пилотам не подниматься на высоту более 8000 м, если полет проходит севернее 35-й параллели в северном полушарии или южнее 35-й параллели в южном. Между тем современные крупнофюзеляжные самолеты, как правило, поднимаются на высоту более 8000 м, так как при полете на большой высоте расходуется меньше топлива.
Представитель FAA в Вашингтоне утверждает, что это только рекомендации, пилоты имеют полное право летать выше обозначенного предела, однако при этом также имеют право отказаться поднимать машину на высоту, которая, по их мнению, является небезопасной.
Тем не менее некоторые авиалинии сами проявили инициативу, не дожидаясь рекомендаций вышестоящего ведомства. Скажем, компания Continental Airlines изменила маршрут следования рейса Ньюарк - Гонконг, сместив его немного южнее. United Airlines сходным образом изменила маршрут на рейсе Чикаго - Гонконг.
На протяжении нескольких десятков лет ученые занимались изучением воздействия радиации на авиаторов. Однако в наш ядерный век работы по этой проблеме активизировались, поскольку сотрудников авиакомпаний стало не на шутку беспокоить, до какой степени условия полета в современных авиалайнерах могут сказываться на состоянии их здоровья.
Но пока этот вопрос остается малоизученным. "Условия полета невозможно воспроизвести в лабораторных условиях, а потом вместо людей поместить в эти условия лабораторных крыс", - говорит Марта Уотерс, научный сотрудник Национального института здоровья и производственной безопасности (National Institute for Occupational Safety and Health). Сейчас сотрудники института проводят ряд исследований, в ходе которых с помощью мониторов отслеживается состояние здоровья пилотов и бортпроводников.
Что касается пассажиров, то чем больше времени человек проводит в воздухе, чем больше высота, на которой проходит полет, и чем меньше расстояние до одного из полюсов Земли, тем выше доза получаемой радиации. Это происходит оттого, что защитные слои атмосферы, которые препятствуют проникновению радиационного излучения от взрывов на Солнце, истончаются по мере увеличения высоты и в направлении к полярным зонам.
Однако большинство специалистов уверены, что в этом отношении пассажиры самолетов серьезной опасности не подвергаются и беспокоиться на этот счет им не стоит. (WSJ, 30. 10. 2003, Екатерина Кудашкина)