Google готовится к IPO
Одна из самых популярных в мире поисковых систем - Google планирует в будущем году провести первичное размещение акций (IPO). Успешное размещение Google может возродить веру в рынок акций высокотехнологичных компаний, лопнувший в 2000 г.
Сама Google пока не объявляла о размещении. Неизвестны его точные сроки, доля акций, выставляемых на продажу, и даже механизм размещения. Но, по словам источников, знакомых с ситуацией, в октябре Google провела консультации более чем с десятком инвестиционных банков и уже составила список тех, с кем она будет вести переговоры об организации IPO.
По некоторым данным, размещение может быть проведено через Интернет. Это поможет компании сэкономить на услугах инвестиционных банков и избежать ажиотажного спроса на фондовом рынке и, соответственно, повторения событий конца 1990-х гг. Руководители Google сообщили банкирам, что хотели бы разместить акции таким образом, чтобы охватить как можно большее число инвесторов, а это прежде всего миллионы поклонников Google по всему миру.
Инвестиционные банкиры, в свою очередь, говорят, что скорее именно онлайновый аукцион создаст "эффект пузыря", потому что спрос миллионов пользователей превзойдет предложение. По словам одного эксперта, таким образом компания сможет успешно разместить акции, но все они будут распылены среди мелких частных инвесторов и вторичный рынок по ним создать будет невозможно.
Стоимость Google, по разным оценкам, составляет от $15 млрд до $25 млрд. Инвесторы с нетерпением ждут размещения Google. Рынок hi-tech все еще считается рискованным, но Google миновала судьба других компаний - кризис рынка она успешно пережила, поэтому ей больше доверяют. Более ранние IPO, проводились, как правило, убыточными компаниями.
В отличие от них и сотен других интернет-фирм, Google считается прибыльной: по мнению экспертов, ее доход в этом году составит $800 млн, а прибыль - $100 - 200 млн. По другим данным, среднегодовой доход компании составляет $500 млн, а прибыль - $150 млн. Это означает, что целью размещения акций не является привлечение капитала. По всей видимости, компания проводит IPO для того, чтобы позволить своим крупнейшим инвесторам, в частности Kleiner Perkins Caufield & Byers и Sequoia Capital, и более чем 1000 сотрудникам продать акции и получать доход от инвестиций. (WSJ, FT, 24. 10. 2003, Кирилл Корюкин)