Помнить о валюте


Не все инвесторы, работающие на фондовом рынке, считают необходимым отслеживать и прогнозировать колебания валютных курсов. Однако такая невнимательность может плохо сказаться на результатах их вложений.

В течение 2003 г. акции компаний еврозоны и Японии выросли, по данным индексов Morgan Stanley Capital International, на 8,1% и 23% соответственно. Но американские инвесторы зафиксировали рост тех же рынков на 20% и 34% - это получилось из-за падения курса доллара, в котором рассчитываются финансовые результаты американцев. В свою очередь, рост американских акций на 19% с начала года оказывается 7% -ным спадом для инвестора, работающего в любой из 12 стран еврозоны, и лишь 9,4% -ным ростом для японского инвестора, фиксирующего результаты в иенах.

Некоторые аналитики полагают, что к концу 2004 г. доллар может упасть еще на 13% против евро и на 14% - против иены. Ослабление доллара может крайне негативно сказаться на экономическом росте экспортно ориентированной экономики стран Европы. Дэвид Оуэн, экономист инвестбанка Dresdner Kleinwort Wasserstein в Лондоне, отмечает, что экспорт товаров и услуг составляет порядка 20% ВВП еврозоны по сравнению с 10% в США и Японии. "Так что можно ожидать, что курсовые колебания окажут более сильное воздействие на состояние экономики еврозоны, чем [экономики] США и Японии", - добавляет Оуэн. Укрепление национальной валюты приводит к увеличению стоимости товаров местных производителей и снижает их конкурентоспособность на внешних рынках.

Положительной стороной удорожания евро может стать дальнейшее снижение налогов и ставок кредитования в Европе. Аналитики Merrill Lynch рекомендуют инвестировать в акции европейских экспортеров и компаний еврозоны, работающих на внутреннем рынке, где сильный евро может стимулировать рост потребительских расходов. А Омар Кодмани, ведущий специалист лондонского отделения инвестфонда Permal Investment Management Services, считает иначе: "Избегайте [инвестировать в акции] экспортеров, отдавая предпочтение компаниям, действующим на внутреннем рынке, и акциям, чьи котировки чувствительны к изменениям процентных ставок".

Похожая ситуация сложилась и на японском рынке. Однако, по словам Кодмани, "время показало, что ведущие японские экспортеры способны достаточно гибко реагировать на укрепление иены без сколько-нибудь серьезного ущерба для себя". По данным банка J.P. Morgan, укрепление японской валюты сопровождалось увеличением объемов экспорта, обеспечивая рост корпоративных прибылей и фондового рынка. Переоцененная иена может стоить экономике Японии 0,20 - 0,40 процентного пункта, что "не очень много при ожидаемом в 2004 г. росте на 2,6 - 3% ", говорит Гари Дуган, фондовый аналитик J.P. Morgan Private Bank в Лондоне. Если снижение курса доллара не приобретет обвальный характер, то "интересы инвесторов останутся сфокусированными на азиатских рынках, привлекательных низкими процентными ставками и курсом валюты, обеспечивающим конкурентоспособность производства", отмечает Дуган.

Очевидно, что если слабый доллар негативно влияет на экономику Европы и Азии, то американские рынки в целом должны выигрывать от этого. Николас Сарген, директор по инвестициям американской инвестиционной компании Fort Washington Investment Advisors, выделяет три категории компаний, которые выигрывают от низкого курса доллара. Это американские компании, непосредственно экспортирующие продукцию в Европу и Азию; компании - производители сырьевых товаров, которые оцениваются в долларах, а также транснациональные корпорации, имеющие обширные операции за пределами США, которые "не усилят своих конкурентных преимуществ за счет снижения курса доллара, но увеличат прибыль при пересчете в доллары", говорит Сарген, приводя в пример фармацевтические компании. Тем американским инвесторам, которые хотят, вложив деньги за рубежом, выиграть на курсовой разнице, он советует помнить: "Главное, чтобы доход [инвестора] от валютных колебаний перевесил возможное падение доходов [компаний] в местной валюте". (WSJ, 15. 10. 2003, Роман Карпенко)