H. Stern пошла по миру
РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО - Подростком Ганс Штерн эмигрировал с семьей из нацистской Германии. Попав в Бразилию, он влюбился в бразильские самоцветы. Верхом на лошади он добирался до самых дальних копий и разработок, где добывались эти камни. Затем нанимал ювелиров, которые гранили самоцветы и делали для них оправу, а потом продавал ювелирные изделия с лотков перед отелями на Капабланка-Бич и в порту, куда заходили пассажирские лайнеры.
Теперь компания H. Stern владеет 160 магазинами в 13 странах - главным образом в Южной Америке - и торгует ювелирными украшениями с крупными красивыми камнями.
В последнее время H. Stern позиционирует себя в новом качестве - дизайнера ювелирных украшений. Украшения от H. Stern можно увидеть на таких звездах, как Дженнифер Лопес, Николь Кидман и Селин Дион. Кроме того, произведения искусства ювелиров этой компании сами снимаются в фильмах. В новой романтической комедии Intolerable Cruelty ( "Невыносимая жестокость") Катрин Зета-Джоунс появляется то в одном, то в другом украшении от H. Stern - в одном только этом фильме таких промелькнуло более десятка. В другой картине - Legally Blonde 2 ( "Блондинка в законе - 2") - обручальное кольцо с розовым сапфиром, которое получает от любимого героиня Риз Уизерспун, тоже сделано компанией H. Stern.
Новую маркетинговую стратегию, которая в немалой степени опирается на авторитет голливудских звезд, в H. Stern стали осуществлять около трех лет назад. "Мы ищем молодых знаменитостей, которые смогут создать нашим изделиям имидж ультрамодных и ультрапрестижных, - говорит Андреа Хансен, директор H. Stern по маркетинговой политике в Северной Америке. - А вот Элизабет Тейлор, например, мы не одеваем".
Всякий раз, когда компания представляет очередную коллекцию, Андреа Хансен приезжает в Калифорнию и демонстрирует ее агентам и стилистам, а иногда попросту сама обзванивает знаменитостей. "Сейчас это возможно, потому что мы стали делать коллекции, которые представляют для звезд определенный интерес, - рассказывает она. - Если бы я явилась в Лос-Анджелес лет эдак шесть или семь назад, со мной никто не стал бы разговаривать - тогда мы подобных вещей еще не производили".
Вообще, в последние годы бразильская мода становится в США чрезвычайно популярной. Однако в H. Stern не хотят полагаться исключительно на пристрастия капризной публики. "Люди покупают наши украшения потому, что они красивы, они вне времени, а не потому, что они модны и выполнены в бразильском стиле", - говорит 43-летний Роберто Штерн, сын Ганса Штерна и президент компании.
Роберто Штерн занялся обновлением имиджа компании в 1995 г. , когда стал ее президентом. Получив диплом в области экономики, Роберто затем постигал секреты геммологии, истории искусств и ювелирной моды под чутким руководством Костаца Пасколато, бывшего редактора бразильского издания журнала Vogue. "На протяжении 50 лет мы работали только с бразильскими самоцветами, - рассказывает он. - Я тоже люблю самоцветы, однако это не та платформа, которая может обеспечить расширение на мировых рынках". Роберто Штерн решил превратить компанию в дизайнерский дом.
Эту точку зрения вполне разделяет и его отец - основатель компании. "Наступило время, когда надо что-то менять", - говорит Ганс Штерн. В этом году ему исполнился 81 год, однако он по-прежнему каждый день к 8. 30 утра приходит на работу в офис H. Stern и сохраняет за собой право наложить вето на любое решение стратегического характера.
"Наша цель - обеспечить себе сильные позиции за пределами Бразилии", - говорит он. Пока же в структуре продаж компании на долю бразильского рынка приходится более 50%.
Если исходить из масштабов международного бизнеса, H. Stern - крошка. По оценкам отраслевых аналитиков, в прошлом году доход этой компании составил приблизительно $150 млн - это около 30% от продаж Tiffany, зафиксированных по итогам одного только финансового квартала, завершившегося 31 июля нынешнего года.
Тем не менее среди дорогих ювелирных брэндов H. Stern - уникален. Эта компания сама занимается добычей самоцветов и их обработкой. На нее работает собственная команда ювелиров и дизайнеров. За счет вертикальной структуры компании удается обеспечивать относительно невысокий уровень производственных расходов.
В H. Stern до сих пор отдают особое предпочтение турмалину, аметисту и аквамарину. В новой коллекции под названием Boulevard представлены массивные украшения с этими камнями, выполненные в ультрасовременном стиле. Разброс цен: от $1100 за крохотное колечко до $19 000 за массивный браслет.
Другая новая коллекция - Laces, в которой представлены украшения из рубинов и бриллиантов, выполненные в виде луков. Здесь разлет цен несколько меньше: от $1000 за небольшие сережки до $4000 за шейное украшение из кожи и бриллиантового "лука" длиной 4,5 см.
Люсиа Рэйнджел, адвокат из Лос-Анджелеса, называет себя поклонницей стиля H. Stern. У нее уже есть 20 пар сережек, несколько браслетов и несколько ожерелий этой компании. "Эти украшения смотрятся совершенно по-особому, - говорит она. - Их можно надевать и со строгим бизнес-костюмом, и с вечерним платьем". Конечно, украшения от Cartier и Tiffany Рэйнджел тоже нравятся, но в H. Stern, добавляет она, эти вещи доступнее.
Сейчас компания расширяет свое присутствие на мировом рынке и с этой целью намерена заключать партнерские соглашения с дорогими универмагами и ювелирными салонами в США, Европе и на Ближнем Востоке. В ближайшие месяцы откроются совместные предприятия в Италии, Испании, Швейцарии, Германии, Австрии и в Соединенном Королевстве. (WSJ, 17. 10. 2003, Екатерина Кудашкина)