ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА: Восток встречается с Западом
Время заставляет нас пересмотреть известную аксиому Киплинга: "Запад есть Запад, Восток есть Восток. .. " Когда-то она казалась неопровержимой. Но сегодня Запад и Восток сходятся - в России. То, что ни одна серьезная глобальная или региональная проблема не может быть решена без активного и равноправного участия России, - реальность современной геополитики. Это обстоятельство подтверждается и новой многополярностью российской внешней политики, которая сосредоточена на развитии взаимоотношений по приоритетным векторам - европейскому и азиатско-тихоокеанскому.
Осенью 1998 г. Россия сделала исторический шаг, вступив в форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, который объединяет 20 членов, включая США, и собирается в Бангкоке на этой неделе. Это верное решение для России, и я убежден, что наши партнеры по АТЭС не разочарованы. Я полагаю, что их решение было основано на понимании важности участия России в международных и региональных отношениях, а также признании наших успехов в экономике.
В самом деле, Россия - надежный политический и экономический партнер для крупнейших стран и регионов мира. Россия значительно укрепила торговые, экономические и инвестиционный связи с США, Китаем, Индией, Японией, с государствами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Инвесторы с Запада и Востока одинаково активно реализуют рыночные возможности нашей огромной территории, особенно Сибири и Дальнего Востока, богатых природными ресурсами и обладающих технологическим и научным потенциалом.
Проблемы, стоящие перед АТЭС, не являются уникальными для Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди них и первостепенная задача борьбы с терроризмом. Россия считает АТЭС важной силой в разработке долгосрочной стратегии по искоренению "болезни XXI века" и на региональном, и на глобальном уровнях. Усилия АТЭС по укреплению антитеррористического сотрудничества включают предотвращение и запрет финансовой поддержки терроризма, обеспечение безопасности торговли, транспортных артерий и информационных сетей. Мы считаем необходимым совершенствовать превентивные программы, призванные компенсировать ущерб, нанесенный бизнесу и обществу террористическими актами. Россия поставила этот вопрос в ходе нынешней сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Россия со своей стороны также намерена играть активную роль в борьбе с терроризмом. Мы стремимся блокировать финансовые потоки террористов, а также возможности для отмывания денег. Именно с этой целью был создан российский Комитет финансового мониторинга. Для достижения лучших результатов мы укрепляем сотрудничество с нашими партнерами.
В наше время терроризм стал и серьезной экономической проблемой. По некоторым оценкам, теракты 11 сентября 2001 г. привели к сокращению мирового ВВП на 1%. Из-за террористических актов в Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии число туристов, приезжающих в регион, значительно сократилось, а развитие других отраслей экономики замедлилось. Угроза терроризма и политические факторы в некоторых регионах, являющихся ключевыми поставщиками энергоресурсов, подвергают риску стабильность обеспечения топливом Азиатско-Тихоокеанского региона и других стран.
Россия готова внести значительный вклад в предотвращение этих угроз экономическому процветанию Азиатско-Тихоокеанского региона. Вклад этот будет практическим, эффективным и взаимовыгодным. Я имею в виду развитие новой энергетической структуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в первую очередь в Восточной Азии, с помощью строительства нефте- и газопроводов, организации танкерных перевозок сжиженного газа из восточных регионов России, обладающих значительными запасами углеводородов. Мы обсуждаем эти вопросы на двусторонней основе с соседними странами и планируем активизировать эту работу.
Присоединившись к форуму, Россия также взяла на себя ответственность за снятие - совместно с другими партнерами - всех препятствий к созданию системы свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности в регионе. Не стоит концентрироваться на том, что одна страна может включить пятую скорость, а другая может двигаться только на второй или третьей. Важно то, что все мы двигаемся в одном направлении и что без надобности никто не тормозит. Я имею в виду усиление протекционистской активности в форме односторонних мер, ограничивающих торговлю, чрезмерное использование антидемпинговых процедур и т. п. Мы полагаем, что протекционизм, в какой бы оболочке он ни являлся, провоцирует вполне предсказуемую цепь событий и ограничивает конкуренцию. Особенно пагубное воздействие он оказывает на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.
Со своей стороны мы предлагаем начать внутри АТЭС диалог о либерализации рынка цветных металлов. Подавляющее число экономик - членов АТЭС входят также и во Всемирную торговую организацию. Логично, что образ жизни форума определяется правилами ВТО. (Для тех, кто разочарован в ВТО, скажу, что не склонен драматизировать ситуацию, сложившуюся после конференции в Канкуне. Напротив, я думаю, что дискуссии в Мексике стали значительным шагом на пути к компромиссу. ).
Россия внимательно следит за глобализацией экономики планеты. Глобализация есть факт, причем факт, по большей части позитивно влияющий на экономический рост. С другой стороны, глобализация ставит перед людьми и серьезные проблемы, к примеру растущий разрыв между уровнями жизни, когда беднейшие страны вытесняются на задворки глобальной цивилизации и не получают равного доступа к информации и телекоммуникационным технологиям. Сокращение этой пропасти поможет не только достижению экономического прогресса в развивающихся странах, но и росту благосостояния людей, а значит, и укреплению социальной стабильности, и искоренению причин такого опаснейшего феномена, как международный терроризм.
В связи с этим мы очень ценим помощь, оказываемую АТЭС малому и среднему бизнесу, что означает новые рабочие места и основание для развития среднего класса, а значит, и устойчивое социально-экономическое развитие. Развитие малого бизнеса - сравнительно быстрый и эффективный метод решения экономических и социальных проблем.
В России в малом и среднем бизнесе занято 17% населения. Мы сильно упростили процедуры регистрации и лицензирования малых предприятий, упростили налогообложение и отчетность. Однако есть и другие препятствия, стоящие на пути развития малого и среднего бизнеса, в частности проблема доступа к финансированию и административные барьеры.
Тема саммита АТЭС в Бангкоке - "Мир разнообразия: партнерство ради будущего". Да, все мы очень разные. Однако перед нами стоят общие проблемы, и мы вместе ищем их решения. Мир изменился за те 14 лет, которые прошли с момента создания АТЭС. Нет больше конфронтации между политико-экономическими блоками. С исчезновением одних государств и появлением других изменилась даже политическая карта мира. В этих новых условиях мы должны еще энергичнее продвигаться к достижению наших общих целей. (WSJ, 10. 10. 2003, перевел Максим Трудолюбов).
Автор - президент Российской Федерации