Экспорту вредит сильная иена


В минувший четверг иена достигла курса 109,52 за $1. Это самый высокий показатель за почти трехлетний период. Но аналитики уверены, что этот всплеск может оказаться началом процесса подорожания японской валюты. "Мы считаем, что рост иены только начинается", - говорит стратег Merrill Lynch из Токио Масатоси Кикути. Большинство японских экспортеров исходит из того, что курс иены по отношению к американской валюте зафиксируется в пределах 115 - 120 иен за доллар. Но если иена будет укрепляться, избежать, даже с учетом хеджирования, негативного влияния этого роста на финансовые результаты за 2003 г. будет очень тяжело. Так, Nintendo уже объявила о том, что за первое полугодие впервые в своей истории получила убыток в размере $27,5 млн.

Рост курса иены портит японским экспортерам финансовые показатели. Так, компания - производитель игровых приставок Nintendo впервые в своей истории объявила об убытках. Если рост иены продолжится, японским компаниям придется выносить за пределы страны свои экспортоориентированные производства.

Сильная, особенно по отношению к американскому доллару, иена невыгодна японским экспортерам сразу по двум причинам. Во-первых, это снижает доходы от экспортных продаж, а во-вторых - снижает конкурентоспособность произведенных в стране товаров. Сейчас Sony продает в Японии всего около 30% своей продукции. А треть от общего объема экспорта приходится на США. По заявлениям представителей компании, повышение курса национальной валюты к доллару на 1 иену влечет за собой спад в продажах на $274,85 млн и снижение операционной прибыли на $45,81 млн. Для Canon, две трети объема продаж которого также приходится на экспорт, аналогичное изменение курса означает падение продаж на $55,89 млн и снижение операционной прибыли на $22,9 млн.

Тем не менее сейчас японские экспортеры оказались более подготовленными к трудностям, нежели в 1995 г. , когда национальная валюта взлетела до уровня 79,9 иены за доллар. С тех пор ведущие японские производители приняли ряд мер по снижению зависимости от валютных колебаний. Так, половина продукции Sony вместо 42% стала производиться за рубежом. Вся непрофессиональная фотопленка Fujifilm (компания Fuji Photo Film) , которая продается в США, производится в этой стране, а около 60% из продаваемых в Северной Америке автомобилей Toyota собирается в США. У Honda Motors и Nissan Motors этот же показатель равен соответственно примерно 75% и 65%. Так эти компании сделали существенную часть зарубежных доходов независимой от колебаний курса национальной валюты.

По мнению аналитика HSBC Securities Криса Рихтера, достигнутого запаса прочности крупнейшим производителям хватит на нынешний год, чтобы избежать падения доходов. Но если рост иены продолжится, то это может вынудить корпорации вынести за пределы страны дополнительные мощности.

И все же, несмотря на рост зарубежного производства, "несоответствие между объемами зарубежного производства и зарубежных продаж все еще имеет место", говорит Масатоси Кикути из Merrill Lynch. Sony уже обещала обнародовать в октябре меры по снижению зависимости от номинированных в иенах цен. Учитывая тот факт, что многие экономисты предсказывают в следующем году понижение курса доллара к иене до менее чем 100 иен за доллар, даже самые глобальные производители не могут позволить себе сидеть сложа руки. (FT, 9. 10. 2003, Николай Буланов)