Ананасовая лихорадка
Двадцать лет назад на американском континенте началась новая "золотая лихорадка" - и она не прекращается по сей день. Крупнейшие фруктовые компании соревнуются в том, кто засадит больше территорий в Центральной Америки особым сортом ананаса, выведенным корпорацией Fresh Del Monte.
В 1970-х ученым исследовательского института на острове Мауи удалось вывести новый сорт ананаса. Ни один из предшественников "золотого ананаса", как его позже окрестили, не был настолько сочным и сладким и не обладал таким же солнечно-янтарным цветом. Новый сорт мог хранится дольше, чем его предшественники. В конце 1980-х компании Fresh Del Monte, одному из учредителей института, удалось первой рассадить "золотой" на плантации в 6000 га между Кордильерами и Тихим океаном, в Коста-Рике. Новый сорт стали продавать небольшими партиями в США, и он немедленно произвел фурор. Первые партии "золотого" быстро раскупили, а в 1996 г. Del Monte стала продавать его уже по всей стране. Компания продавала ящик ананасов, вмещающий 5 - 7 фруктов, за $20, продавцы зарабатывали по $3 на каждом фрукте. "Золотой" принес Del Monte сотни миллионов долларов.
В 1992 г. Del Monte пыталась запатентовать новый сорт, но не смогла этого сделать, так как права на него принадлежали кроме нее другой фирме, финансировавшей работу по выведению. Был запатентован другой вид, брат-близнец "золотого". Но впоследствии выяснилось, что Del Monte запатентовала все-таки настоящий "золотой".
С тех пор как появился "золотой", конкуренты Del Monte пытались заполучить секрет его выведения. Их не могли остановить ни угроза судебного преследования, ни круглосуточная охрана, выставленная на полях Del Monte в Коста-Рике. К концу 1990-х спрос на "золотой" вырос настолько, что спрятать его было невозможно. В Коста-Рике торговцы начали продавать саженцы на черном рынке.
Некоторые менеджеры Del Monte ушли из компании и стали засеивать собственные плантации. Конкуренты компании-монополиста переманивали ее работников. Некоторые плантаторы летали в США, ящиками покупали "золотые", сами фрукты выбрасывали, а "вершки" нелегально перевозили обратно в Коста-Рику.
Конкурент Del Monte, компания Dole, собрала коллекцию саженцев и засадила плантацию в Гондурасе. Del Monte пыталась судиться с Dole, но та доказывала, что саженцы были добыты законным путем. Например, представители компании собирали выброшенные в мусорную корзину "вершки" после официальной презентации Del Monte.
Самый громкий скандал вокруг похищения "золотого" связан с загадочной историей о "семи саженцах". По словам представителей Dole, однажды в компанию явился "незнакомец с семью саженцами". Местные плантаторы считают, что благодаря этим семи саженцам и была создана плантация Dole в Гондурасе.
Пока Del Monte контролирует 70% американского рынка ананасов. Но теперь "золотые" выращивают другие крупнейшие производители фруктов, такие как Dole и Chiquita. Их плантации охватывают тысячи гектаров. Они постепенно вытесняют кофейные и сахарные компании и фермы по разведению скота.
Фруктовые компании собираются завалить американский рынок "золотыми" ананасами уже в этом и будущем году, но пока спрос по-прежнему превышает предложение.
"Мы засаживаем плантации настолько быстро, насколько возможно", - говорит Альберто Эскуивель, глава компании Red Crown Development в Коста-Рике, одного из поставщиков, борющихся за мировой рынок ананасов, оценивающийся в $1 млрд в год. (WSJ, 7. 10. 2003, Кирилл Корюкин)