Белорусы отбирают трубу


Минск твердо решил отнять у Москвы трубу, по Бишкекскому соглашению принадлежащую российскому "Транснефтепродукту". Конфликт зашел так далеко, что вчера премьеры Михаил Касьянов и Сергей Сидорский вынуждены были создать специальную комиссию для урегулирования спора. Российские чиновники отстаивают права на трубу ссылками на Бишкекское соглашение, а белорусские привлекают в качестве аргумента еще и законодательство СССР.

После распада СССР Россия закрепила за собой нефтепродуктопровод, проходящий по территории Белоруссии. Правовой основой для этого стало Бишкекское соглашение 1992 г. По нему в собственность постсоветских государств отходит имущество СССР, находящееся на их территории. Однако труба для прокачки нефтепродуктов всегда находилась в собственности РСФСР. До лета прошлого года зарегистрированное и получившее лицензию в Белоруссии частное производственное унитарное предприятие "Запад-Транснефтепродукт" (ЧПУП) работало без помех. Но 17 июля Высший хозяйственный суд (ВХС) республики вынес решение о признании недействительными его учредительных документов. Конфликт докатился до самого верха. В январе этого года президент России Владимир Путин на заседании Высшего госсовета Союзного государства предложил белорусскому лидеру Александру Лукашенко урегулировать все юридически спорные вопросы, не подвергая при этом сомнению права собственности России. "Владимир Владимирович, никаких вопросов здесь не будет, - заверил, согласно стенограмме, Лукашенко. - Это я вам гарантирую, что вопрос будет решен цивилизованным образом".

Вышло иначе. Две недели назад в Ялте и. о. премьер-министра Белоруссии Сидорский удивил Касьянова, заявив, что Белоруссия не отказалась от притязаний на нефтепродуктопровод. Свою позицию Сидорский подтвердил вчера в Москве на переговорах с коллегой. "Мы полагали, что вопрос сугубо технический - привести документы [ЧПУП] в соответствие с белорусским законодательством, а теперь получается, что здесь претензии на российскую собственность", - говорит источник в Белом доме. Чиновник обращает внимание, что еще в 2000 г. Сидорский, в ту пору зампред Гомельского облисполкома, обращался в хозяйственный суд области с иском об отмене госрегистрации российского предприятия. Суд тогда ходатайство отклонил. Позднее Сидорский стал вице-премьером и в июле 2002 г. , подменяя на период отпуска главу правительства, подал иск уже в ВХС республики. На этот раз его услышали.

Вчера Касьянов и Сидорский решили создать комиссию для урегулирования спора. С российской стороны ее возглавит министр энергетики Игорь Юсуфов, а Белоруссия назначит вице-премьера. После встречи Касьянов заявил, что правительство будет поддерживать российские компании в защите их интересов. По его словам, Бишкекское соглашение не допускает двусмысленных трактовок. Советник премьера Владимир Андрианов указал на то, что Латвия и Казахстан, на территории которых также действуют российские "дочки" "Транснефтепродукта", не ставят под сомнение права собственности России. Такого же подхода изначально придерживалась и Белоруссия. Постановление Совмина N 385 от 14 октября 1991 г. не включило ЧПУП "Запад-Транснефтепродукт" в состав собственности республики.

Источник в правительстве Белоруссии ссылается, однако, на принятые в 1990 г. законы СССР "О разграничении полномочий между Союзом и субъектами Федерации" и "О собственности Союза ССР", в соответствии с которыми собственность союзных республик передается в собственность СССР, а последняя по Бишкекскому соглашению становится собственностью той республики, на чьей территории она находится. Россия в ответ возражает, что оба советских закона так и не вступили в силу из-за распада СССР.

"Несмотря на спорную ситуацию, мы не отозвали [у ЧПУП] лицензию на прокачку и не мешаем ему работать", - подчеркивает чиновник белорусского правительства. Пресс-секретарь "Транснефтепродукта" Алла Судец подтверждает, что хозяйственная деятельность предприятия осуществляется, но подвешенность вопроса вредит. Эксперт Независимого института социально-экономических и политических исследований (Минск) Валерий Дашкевич полагает, что вопрос с собственностью сознательно обостряется, чтобы он стал разменной монетой в пакете вопросов о введении рубля, цен на газ и создания газотранспортного консорциума. "Это попытка отказаться от реальной интеграции с Россией и в то же время свалить всю вину на Путина", - считает президент белорусского фонда Людвига фон Мизеса Ярослав Романчук.