Wal-Mart экономит


БЕНТОНВИЛЛ - Корпорация Wal-Mart, крупнейшая в мире компания розничной торговли, славится виртуозным умением сокращать любые расходы. Недавно корпорация начала экономить на медицинском страховании сотрудников.

Сейчас компания отказывается оплачивать, скажем, детские прививки и прививки от гриппа, офтальмологические исследования, лечение у мануальных терапевтов и многие другие медицинские услуги, которые во многих других американских компаниях входят в пакет медицинского страхования. Страховая франшиза (сумма, затраченная на лечение, которая не компенсируется по условиям страховки) составляет в Wal-Mart $1000 в год - в три раза больше, чем в среднем по отрасли.

В прошлом году сумма выплат по медицинскому страхованию составила в среднем по $3500 на каждого из застрахованных 500 000 сотрудников компании. По данным компании Mercer Human Resource Consulting, это на 40% меньше среднего в США показателя.

Пример Wal-Mart может оказаться заразительным. Уже сейчас в стремлении сократить расходы 13% американских компаний урезали средства, выделяемые на медицинское страхование сотрудников, однако 7% , напротив, увеличили размеры финансирования на эти цели.

"Когда крупнейшей американской компанией стала General Motors, она увеличила расходы на медицинское страхование сотрудников, - отмечает Эл Зэк, сотрудник профессионального союза UFCW в Вашингтоне. - Когда крупнейшей компанией стала Wal-Mart, она эту статью расходов сократила". "Проблема в том, что медицинское обслуживание становится дороже", - парирует Джей Аллен, старший вице-президент Wal-Mart по связям с общественностью.

Руководство Wal-Mart убеждено, что в первую очередь компания должна страховать медицинские расходы, связанные с особо тяжелыми случаями, зачастую неподъемные для рядового сотрудника, - например, лечение онкологических заболеваний или операции по трансплантации органов. А вот что касается, скажем, лечения по поводу производственных травм, эти случаи компания контролирует особенно придирчиво. Митти Фандерберк работала в одном из магазинов Wal-Mart в Сан-Анжело, штат Техас. Передвигая тяжелый ящик, она повредила позвоночник. Через два месяца у нее стала неметь нога, и тогда она сообщила о случившемся своему начальству. Ее врач решил, что нужна операция. Этот вывод подтвердил и другой независимый специалист, назначенный компанией. Тем не менее на протяжении нескольких месяцев Wal-Mart доказывала в суде, что эта операция - не страховой случай, поскольку сотрудница сообщила о травме не вовремя и никаких медицинских показаний для хирургического вмешательства нет (как многие крупные американские компании, Wal-Mart самостоятельно аккумулирует страховые взносы сотрудников и платит за лечение).

В результате компания все же согласилась оплатить операцию, но, поскольку произведена она была позже, чем следовало, потребовалась еще одна - более серьезная. Несмотря на то что необходимость второй операции констатировали и Комиссия по выплате компенсаций работникам штата Техас, и независимый экспертный совет, Wal-Mart платить отказалась.

Фандерберк обратилась в правительство штата, и оно предоставило средства на лечение, которое обошлось в $30 000. Теперь, если Wal-Mart откажется платить по счету, штат Техас потребует от компании возместить стоимость операции уже в принудительном порядке. (WSJ, 30. 09. 2003, Екатерина Кудашкина)