Альянс против тендера


"Аэрофлот" и аэропорт "Шереметьево" вновь создают совместное предприятие для строительства третьего терминала международного аэропорта. Аналитики предполагают, что тендер на управление аэропортом проведен не будет и государство приняло позицию Национального резервного банка (НРБ) , согласно которой участие внешнего управляющего в деятельности аэропорта будет лишним. Тем не менее в НРБ не исключают, что созданное СП будет участвовать в тендере, если он будет объявлен.

ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ) на 100% принадлежит государству. Это крупнейший аэропорт страны. В 2002 г. его выручка составила 4,632 млрд руб. , чистая прибыль - 688,857 млн руб. ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" - крупнейший в стране авиаперевозчик. В 2002 г. его чистая прибыль по стандартам IAS составила $89,3 млн (в 2001 г. - $20,1 млн) , выручка - $1,563 млрд (в 2001 г. - $1,558 млрд). Государству принадлежит 51,17% акций авиакомпании, группе Национального резервного банка (НРБ) - около 30%.

Как стало известно "Ведомостям", на завтрашнем совместном заседании совета директоров "Аэрофлота" и "Шереметьево" будет отменено соглашение компаний от 8 апреля 2002 г. по поводу развития аэропорта и строительства третьего терминала. Но это не означает конца партнерства, а как раз наоборот.

Компании подпишут протокол о намерениях, в котором говорится, что "Аэрофлот" и МАШ продолжат совместную реализацию проекта строительства третьего терминала (копия протокола есть в распоряжении "Ведомостей"). Если документ будет одобрен и подписан, стороны в полуторамесячный срок создадут "совместное общество" с уставным капиталом в $6,4 млн, поделенным поровну между "Аэрофлотом" и МАШ. Это СП займется поиском инвестора, которому каждый партнер предложит по 33,4% акций компании. Конкурс среди потенциальных инвесторов планируется объявить не позднее месяца после регистрации СП, а сделать окончательный выбор - не позднее трех месяцев. Начальник отдела по связям со СМИ пресс-службы "Аэрофлота" Любовь Калинина подтвердила намерения авиакомпании создать СП с "Шереметьево", но подробности раскрывать отказалась.

Между тем эти планы идут вразрез с намерением правительства выбрать на конкурсе управляющую компанию аэропорта, которая стала бы и инвестором строительства нового терминала. Об интересе к этому тендеру уже заявили "Альфа-Эко", АФК "Система", НРБ. Правда, последний, как акционер "Аэрофлота", предпочел бы иную схему.

"В нем [тендере] просто нет смысла, - говорит президент НРБ Александр Лебедев, - совместное предприятие "Аэрофлота" и МАШ - верное решение, этого достаточно для строительства третьего и реконструкции второго терминала".

Ожидалось, что дата и условия конкурса на управление аэропортом будут обнародованы сразу после заседания совета директоров МАШ, состоявшегося 26 сентября. Однако условия было решено доработать. А после известия о новых планах аэропорта и "Аэрофлота" аналитики сочли, что тендер и вовсе не состоится.

Если советы директоров "Шереметьево" и "Аэрофлота" одобрят подписание такого протокола о намерениях, это будет означать, что государство отказалось от планов проводить тендер на управление аэропортом и "Шереметьево-3", считает аналитик Елена Сахнова из Объединенной финансовой группы. "Логично, что работой с "Шереметьево" будет заниматься "Аэрофлот", который перевез в 2002 г. 51% пассажиров аэропорта", - говорит она. Алексей Зайцев, аналитик компании "Проспект", тоже думает, что правительство собирается отказаться от идеи проведения тендера на управление "Шереметьево". Впрочем, источник "Ведомостей" в Белом доме сообщил, что решение о проведении тендера отменять пока никто не планирует, хотя правительство будет следить за развитием СП "Аэрофлота" и "Шереметьево". А если тендер будет все-таки объявлен, не исключено, что совместная компания будет в нем участвовать, говорит Лебедев.

Получить комментарии в "Альфа-Эко", претендующей на управление аэропортом и предложившей эту идею правительству несколько месяцев назад, "Ведомостям" вчера не удалось.