ПРАВИЛА ИГРЫ: Стальной пасьянс
Положение дел в российской металлургии напоминает замысловатый карточный пасьянс. Передвижение металлургических карт идет по кругу: одна ложится к другой, затем перекладывается, игрок смотрит на получившийся расклад, качает головой - опять не так - и двигает карту дальше. Что должно получиться в итоге? Постараемся понять.
Прежде всего стоит напомнить, что металлургическая отрасль сформирована у нас по географическому принципу - основные комбинаты расположены там, где были в советское время открыты залежи железной руды и угля. Получилось четыре промышленных центра: северный (череповецкая "Северсталь") , центральный (Новолипецкий меткомбинат и Оскольский ЭМК) , уральский (Магнитка, "Мечел", "НОСТА", Нижнетагильский меткомбинат) и сибирский ( "Запсиб" и Кузнецкий меткомбинат). В процессе приватизации все комбинаты либо перешли в собственность их директоров, либо были приобретены финансово-промышленными группами, но главное - они долгое время оставались независимыми друг от друга. Только в последние три года в результате череды корпоративных захватов и скандальных банкротств три крупных производства - Нижнетагильский МК, "Запсиб" и Кузнецкий МК были объединены в компанию "Евразхолдинг". После чего и начался пасьянс - образование союзов, которые должны были перерасти в производственное партнерство или даже закончиться слиянием. "Евраз" создал с НЛМК некоммерческое объединение "Русская сталь". Потом НЛМК нашел нового партнера - им стала Магнитка; в конце прошлого года даже шла речь об объединении активов двух этих заводов. С Магниткой объединялась и "Северсталь" - они вместе приобрели компанию "Кузбассуголь". А на прошлой неделе стало известно, что переговоры о возможном объединении ведут "Северсталь" с "Евразом".
Недолговечность предыдущих альянсов позволяет предположить, что только что анонсированное объединение - всего лишь очередной тактический ход. До сих пор металлурги сходились ради конкретных проектов: будь то участие в приватизации сырьевых предприятий или создание новых производств (например, трубного завода для нужд "Газпрома"). До слияния дело никогда не доходило. Хотя теоретически объединение активов пошло бы отрасли на пользу. Российская черная металлургия обладает избытком неэффективных производств. В 2002 г. загрузка сталепрокатных мощностей в среднем составляла 79%. По некоторым видам производств мощности используются лишь на 50-65%. Это может говорить о том, что в отрасли действуют нерыночные механизмы поддержки части убыточных производств и предприятий. К тому же наметившийся рост потребления стали на внутреннем рынке замедлился, что не может не подталкивать участников рынка к сотрудничеству.
Другое дело, что решиться на полноценное слияние никто из металлургов пока не в состоянии. "Евразхолдинг" еще не консолидировал свои активы, что снижает привлекательность компании для потенциальных партнеров. На Магнитке не завершена приватизация - в конце года государство выставит на аукцион крупный пакет акций компании. (Кстати, накануне этих торгов могут появиться на свет новые альянсы. ) Один из российских стальных магнатов как-то сказал о своих коллегах-металлургах: "Мы несовместимы, но на самом деле мы обречены на совместную работу. Все зависит от того, какие будут условия такой работы". Есть все основания утверждать, что пока эти условия еще не созданы.
Автор - независимый обозреватель