Победа клонов


Лучшим спектаклем по современной пьесе фестивальное жюри под руководством Ингеборги Дапкунайте признало "Кислород" Ивана Вырыпаева. Это несколько маленьких монологов и диалогов о смысле жизни, весьма условно связанных общей темой "кислорода". "Кислород", по Вырыпаеву, - это все хорошее: красивые девушки, легкие наркотики, жизнь в Москве.

Пожилые женщины, тяжелые наркотики и жизнь в провинции кислород, наоборот, вытесняют и всячески портят людям жизнь. Жанр "Кислорода" - поэтический концерт на двоих. Вырыпаев и его партнерша проговаривают, напевают, бормочут текст, пританцовывая, подпрыгивая и искупая очевидным драйвом некоторую невнятность месседжа.

Награда с пафосным названием "Новое дело" нашла Михаила Бычкова - режиссера, поставившего в воронежском Камерном театре "Две маленькие пьесы". Несомненно, он сумел навести лоск на маленькие этюды Лаши Бугадзе "Потрясенная Татьяна". Но вторая пьеса - "В черном, черном городе" Вячеслава Дурненкова - оказалась самоигрально смешной и не потребовала от режиссера никаких усилий.

"Пленные духи" - очевидный фаворит конкурсной программы - получили свое только в номинациях "Лучшая мужская роль" и "Лучшая женская роль". Их разобрали соответственно Артем Смола - уморительный клон Александра Блока, одержимый тиками, бзиками и неврозами, и Ольга Лапшина - его сумасшедшая матушка.

Сделав реверанс классику современной драмы, жюри отдало премию за лучшую пьесу Людмиле Петрушевской, сочинившей готическую историю про двухголовую женщину ( "Бифем"). Но еще лучше оказалась прочитанная вне конкурса пьеса "английской Петрушевской" - "Количество" Кэрил Черчилл.

Черчилл родилась в 1938 г. , писать драмы начала в 20 лет, а к 40 пробилась на сцены ведущих театров Британии. Ее любимый драматург - Брехт, так что все ее драмы остро актуальны, даже если и написаны на историческом материале. В своих пьесах она не боится перебрасывать действие на несколько сотен лет в прошлое и будущее, бороться за права женщин и отстаивать социальную справедливость. При этом Черчилл умудряется оставаться остроумной и популярной - только что "Ивнинг Стандард" признал ее новую пьесу "Количество" лучшей английской драмой 2002 г. , и это лишь одна из многих наград Черчилл.

"Количество" - триллер о человеке, попытавшемся размножаться клонированием. Первый сын не удался - оказался слишком крикливым. Папаша сдал его в приют и заказал второго. Второй ему пришелся по нраву, но врачи-клонировщики увлеклись процессом и стали выращивать его клонов в невообразимом количестве. В конце концов, этот бывший алкоголик, тихий 60-летний человек, оказался отцом 21 сына, большинство которых даже не знают о его существовании. "Количество" - это несколько разговоров отца со своими сыновьями. Один актер играет отца, другой - его клонов. Из коротких, заряженных саспенсом, как тротилом, диалогов, как из кусочков паззла, складывается жестокий сюжет с кровавой развязкой. Михаил Угаров эту пьесу прочитал на пару с актером театра Вахтангова Сергеем Епишевым, и эта читка - без декораций, костюмов и спецэффектов - сделала "Количество" неофициальным победителем "Новой драмы".

Главным же разочарованием последних дней "Новой драмы" оказался широко разрекламированный моноспектакль Александра Лыкова "Я, она, не я, снова я". В основе его - текст, написанный самим Лыковым и преисполненный самого беспардонного нарциссизма. На протяжении двух часов мускулистый носатый мужчина занимал собой Малую сцену МХАТа, рассуждая о своей бессмертной душе, сыпля дешевыми афоризмами и вытаскивая на божий свет все актерские фобии и неврозы. Единственные профессиональные умения, которые он при этом продемонстрировал, - это крепкие голосовые связки и здоровые легкие, позволившие артисту прокричать все два часа без перерыва. Единственная смешная шутка - это обращение к зрителям: "Ну что, попали?! Думали, пришли в театр отдохнуть, а тут на тебе. Не-ет, душа обязана трудиться! " Право слово, этого маловато, чтобы вот уже второй год подряд занимать собой сцену "Новой драмы".