Возродить валютные фьючерсы
Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) не оставляет надежды реанимировать рынок валютных фьючерсов, похороненный кризисом 1998 г. Помочь бирже оживить его собираются несколько крупных банков, которые станут поддерживать постоянные котировки по фьючерсным сделкам "доллар - рубль". Участники рынка заинтересовались идеей ММВБ, но восстановления докризисных оборотов не ждут.
Бурное развитие срочного рынка до августа 1998 г. - во многом заслуга иностранных инвесторов, вкладывавших средства в российские госбумаги. Покупая ГКО, они сразу заключали сделку на покупку валюты по заранее фиксированному курсу. Так они фиксировали валютную доходность своих инвестиций. Колебания котировок форвардов и фьючерсов (они отличаются тем, что заключаются на бирже) привлекли многочисленных спекулянтов. По оценкам первого зампреда Центробанка Олега Вьюгина, в период кризиса 1998 г. обязательства российских банков по производным финансовым инструментам достигали $40 млрд, что значительно превышало их капитал.
Однако в августе 1998-го рынок срочных контрактов скоропостижно скончался: российские банки не могли исполнить свои обязательства и поставить доллары по курсу, ушедшему далеко за пределы валютного коридора. А ММВБ принудительно закрыла все открытые позиции и провела расчеты по курсу 7,15 руб. /$ - верхней границе действовавшего коридора. Добиться выплат через суд оказалось невозможным: форвардные контракты трактовались как сделки "пари", исполнять которые необязательно. ММВБ также смогла доказать, что при проведении расчетов по фьючерсам действовала правомерно. Проблема даже вышла на международный уровень - в рамках судебного процесса французского банка Credit Agricole Indosuez против Национального резервного банка стороны добивались ареста активов друг друга и лишь в этом году заключили мировое соглашение.
"[После этого] рынок так и не восстановился", - вздыхает старший вице-президент БИН-банка Олег Харитонов. А дилер Моснарбанка Василий Ушаков добавляет, что у многих банков до сих пор есть неурегулированные долги.
Однако в последнее время срочный рынок стал подавать признаки жизни. В конце прошлого года из-за интереса ряда крупных американских хедж-фондов восстановились торги фьючерсами на российский рубль на Чикагской товарной бирже (CME) , а маркетмейкером по ним стали несколько крупных мировых банков - в частности, Deutsche Bank. По данным Центробанка, этим летом резко возрос объем обязательств российских банков по валютным форвардам: объем контрактов, заключенных на срок три и более месяцев, превысил $2 млрд.
ММВБ не намерена игнорировать эту тенденцию и собирается активизировать торговлю забытыми инструментами. Формально биржа восстановила торговлю фьючерсами на курс доллара в конце 2000 г. , изменив систему гарантий. Но до сих пор они не вызывали у банков особого интереса и обороты были невелики. Теперь же, по словам гендиректора ММВБ Александра Потемкина, ряд банков решили объединиться в пул и регулярно выставлять котировки по фьючерсам "рубль - доллар". Сейчас более продуктивна искусственная концентрация спроса и предложения, говорит он. По его словам, пока решаются технические вопросы, но приступить к торговле по новой схеме биржа планирует уже во второй половине октября.
Имена потенциальных маркет-мейкеров ММВБ пока не оглашает, но начальник управления финансовых рынков МДМ-банка Виктор Жидков подтвердил "Ведомостям", что МДМ примет участие в этом проекте. "Мы будем выставлять котировки и показывать собственный интерес, чтобы остальные участники рынка могли ориентироваться, - говорит он. - Надеюсь, это подтолкнет торговлю". По словам Жидкова, кроме МДМ-банка участвовать в пуле собираются Сбербанк, питерский ПСБ и "еще пара банков". Начальник службы дилинга ПСБ (СПб) Константин Бобров добавляет, что компанию им могут составить несколько российских "дочек" крупных западных банков. "Вряд ли биржа станет единственной площадкой, но оживление биржевой торговли пойдет на пользу и внебиржевому рынку", - полагает Бобров.
Харитонов находит идею интересной. "Крупные экспортно-импортные компании нуждаются в хеджировании валютных рисков", - уверен он. "Запускать рынок, изначально признавая его искусственность, неправильно, хотя по-другому сейчас вряд ли получится", - говорит казначей крупного банка. Ушаков одним из главных вопросов называет гарантии расчетов. На ММВБ утверждают, что за пять лет система риск-менеджмента серьезно переработана и "повторение ситуации [1998 г. ] в принципе невозможно". В частности, биржа принимает в обеспечение только деньги, пределы колебаний цены базисного актива четко прописаны.
Но иностранцев на ММВБ все равно не заманишь, уверен аналитик "Ренессанс Капитала" Павел Мамай: "Интерес к срочным контрактам у них есть, но они помнят 1998 г. [расчеты по курсу 7,15] и хеджируют риски вне России. Российские банки, может, и возобновят торговлю, но докризисных объемов ждать не стоит".