ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ: Вопрос времени
В поисках новых источников доходов западные банки с готовностью инвестируют в банки развивающихся стран, но пока не торопятся в Россию. Низкий уровень участия западного капитала в российской банковской системе прежде всего связан с ее низкой инвестиционной привлекательностью. Таким образом, по мере снижения уровня кредитных и операционных рисков, а также дальнейшей стабилизации макроэкономической ситуации в России участие иностранного капитала в российской банковской системе будет неминуемо возрастать.
Инвесторов привлекает огромный потенциал расширения, отличающий молодые банковские секторы развивающихся стран. Более половины банковских активов во многих странах - Польше, Чехии, Венгрии, Болгарии, Эстонии, Литве - уже контролируются иностранными банками. Еще одним фактором, обусловившим высокий интерес западных банков к банкам стран Центральной и Восточной Европы и Балкан, является относительно высокий уровень прибыли. На банковских рынках отдельных стран этого региона процентная маржа превышает 5 - 8% , а наиболее успешным банкам удается достичь показателей доходности капитала свыше 20%. Перспективы более высоких темпов развития и доходности выглядят особенно привлекательно на фоне ситуации на собственных рынках некоторых банков-инвесторов. Неудивительно, что немецкие и австрийские банки находятся в числе тех, кто наиболее активно расширяет свою деятельность на Востоке, если учесть, что банковские рынки в их собственных странах перенасыщены и отличаются низкой доходностью.
Помимо известных международных инвесторов - Citibank, ABN AMRO и HSBC - особенно активную позицию на банковских рынках Центральной и Восточной Европы занимают ряд европейских банков, такие как UniCredito Italiano, KBC Bank и Erste Bank. Шведские банки Swedbank и SEB в настоящее время контролируют около половины банковского рынка в странах Балтии. Даже банки Греции (как, например, Национальный банк Греции) , которые сами когда-то рассматривались как объекты иностранных инвестиций, делают крупные ставки на банки соседних балканских государств.
Приток прямых инвестиций, как правило, усиливает получающие их банковские секторы, повышая кредитное качество дочерних банков за счет увеличения капитала и приобретения необходимого опыта в областях клиентской работы, корпоративного управления, анализа рисков и внутренних управленческих систем. Однако массовое появление иностранных инвесторов неизбежно приводит к ужесточению конкуренции и снижению норм рентабельности.
В отличие от своих соседей в Центральной и Восточной Европе Россия представляет собой исключение во все более активизирующемся процессе привлечения прямых иностранных инвестиций. Менее 8% совокупного банковского капитала страны контролируется западными инвесторами. При этом западные инвесторы в основном ограничиваются открытием собственных дочерних банков, воздерживаясь от прямых инвестиций в капитал существующих отечественных банков.
Стоит отметить, что на данном этапе российские собственники не спешат продавать свои банки. В условиях сложившейся модели банковского бизнеса в России жесткая подконтрольность банков своим финансово-промышленным группам (ФПГ) является неотъемлемой частью ведения корпоративного бизнеса. Укрепление корпоративной культуры, последовательная оптимизация операционных структур российских ФПГ, а также общее переосмысление их инвестиционных приоритетов должны привести к продаже непрофильных активов, включая банки. Представляются преувеличенными опасения враждебного поглощения российских банков западными инвесторами. В России, где фактически нет биржевых сделок с акциями банков (за исключением Сбербанка) и капитал банков зачастую сконцентрирован в руках ограниченного числа инвесторов, вопрос о передаче собственности решается в ходе двусторонних переговоров, где, как правило, позиции собственников банка особенно сильны.
В то же время потенциальный интерес западных инвесторов именно к приобретению существующих банков пока выглядит сомнительным. Важной отличительной особенностью российского банковского рынка является его высокая фрагментированность, где даже крупнейшие банки (за исключением Сбербанка) занимают незначительные индивидуальные доли на рынке, ниже 5%. В этой связи экономическая эффективность приобретения такого банка с маленькой долей рынка представляется спорной. Фактически в России все еще возможно создать достаточно крупного игрока с нуля, что и делают западные банки, накапливая собственный опыт работы на рынке. До тех пор пока российским банкам не удастся накопить достаточную рыночную долю и максимально приблизить свои управленческие процедуры к международным стандартам, говорить о потенциальной скупке российских банков рано.
С принятием нового варианта рекомендаций Базельского комитета Международного банка расчетов (так называемый "Базель-2") вопрос прямых инвестиций в капиталы банков развивающихся стран встанет особенно остро, что потенциально может привести к снижению инвестиционных аппетитов западных банков. Хотя окончательный вариант документа должен быть завершен лишь к концу этого года и предполагается к введению центробанками крупнейших стран мира самое ранее с 2007 г. , влияние новых принципов оценки капитализации на работу мировых финансовых систем будет ощутимо намного раньше. Уже сейчас западные банки постепенно пересматривают свою политику, готовясь к более жестким и консервативным принципам "Базеля-2".
В отличие от "Базеля-1", принципами которого руководствуется, в частности, и ЦБ России при расчете капитализации отечественных банков, "Базель-2" представляет собой более сложную систему оценки необходимого уровня капитала в зависимости от характера деятельности и рисков банков. Новые правила, в частности, предусматривают повышение требований по уровню капитализации самого банка-инвестора в случае вложения в высокорисковые активы (к которым относятся и российские банки) , что тем самым значительно повышает себестоимость вложения. В этой связи определяющим становится уровень доходности дочерней структуры - и в особенности стабильность и возобновляемость ее доходов. Российские же банки, в структуре доходов которых все еще доминируют столь нестабильные доходы от торговли ценными бумагами, невыгодно отличаются, скажем, от банков Восточной Европы.
Прогресс в таких областях, как прозрачность структуры собственности, корпоративное управление, продуманная стратегия рыночного позиционирования, диверсификация деятельности и укрепление структуры доходов, несомненно, окажут положительное влияние на приток прямых западных инвестиций в российский банковский сектор. Реальные шаги по проведению банковской реформы и снижение доли государственных банков на рынке станут дополнительным стимулом для активизации данного процесса.
Автор - ведущий банковский аналитик по России парижского офиса Standard & Poor's