Смотрители хранилища образов
В Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина проходит выставка "Вглядываясь в фотографию". 125 работ из знаменитой фотоколлекции Музея современного искусства Нью-Йорка.
Привезенная из Нью-Йорка выставка представляет собой чрезвычайно тщательно сделанную подборку, посвященную истории фотографии от первых дагерротипов до современной цифровой фотографии, составленную куратором фотоархива МоМА Джоном Шарковски. В мире фотографии Джон Шарковски - фигура культовая, никто не решается даже подумать о том, чтобы оспорить его мнение, а одно только посещение им выставки фотографии в скромной галерее способно серьезно поднять цену на представленные там снимки. Шарковски хранителем отдела фотографии МоМА стал в 1962 г. Начинал не с нуля - уже при создании МоМА в 1929 г. фотографию стали собирать наравне с Пикассо и Малевичем. Шарковски и его помощники собрали колоссальную коллекцию, одних только негативов 4 млн (!!! ). Там есть все: и шедевры, и газетные репортажи, и изящные постановки, сделанные для гламурных журналов. И даже наивные карточки, сделанные простыми смертными.
В 1973 г. Шарковски опубликовал альбом "100 снимков из коллекции МоМА", который немедленно стал бестселлером. Привезенная в Москву выставка составлена на основе этой книги, ставшей своего рода фотографическим каноном. (Сотня классических снимков дополнена еще 25, отражающими развитие фотографии за истекшие 30 лет. ) За это время с фотографией произошли серьезные изменения: она постепенно перестает быть "остановленным мгновением" - на экране цифровой камеры изображение фиксируется параллельно самой реальности.
Скоро наступит время, когда люди, снимающие на фотопленку, будут выглядеть так же, как те чудаки, которые рассекают городские улицы на антикварном "Студебеккере". Так что эти 125 снимков описывают историю фотопроцесса от его зарождения почти до самой его смерти. Поэтому и показывается у нас в консервативных музеях классического искусства. (Летом этого года выставка была показана в Эрмитаже. ) На этикетках музейные люди с присущей им тщательностью указали технику, в которой исполнена та или иная работа.
И это правильно: сегодня каждый человек, который ходит в музеи, обязан отличать калотип от желатиносеребряного отпечатка. Точно так же знать разницу между акватинтой и альфреско.
Но при всей полноте представленной коллекции следует все же понимать, что в структуре Музея современного искусства она имеет вспомогательное значение. И собиралась как своего рода вспомогательный материал для лучшего понимания того, какое огромное значение имел для развития искусства сам факт существования фотографии. К настоящему моменту давний спор между фотографией и живописью привел к тому, что на больших выставках современного искусства живописи уже не найдешь среди фото- и видеоинсталляций. Поэтому, "вглядываясь в фотографии", ловишь себя на том, что даже самые патетические кадры воспринимаешь через призму истории искусства ХХ в. Даже убитого индейцами солдата, бесстрастно зафиксированного неизвестным фотографом. Даже кадры, снятые автоматической камерой: в американский бомбардировщик над Берлином попадает снаряд, он загорается и, наконец, падает, объятый огнем на землю. ( "Крушение. Рейд бомбардировщиков над Берлином". ) Ощущения при этом, честно говоря, довольно странные. Более того, в таком контексте даже обыкновенная видовая или этнографическая съемка уже не вызывает простое человеческое любопытство. Вместо того чтобы удовлетвориться рассматриванием интересного, забавного и курьезного, почему-то начинаешь автоматически калькулировать всю ту сумму интеллектуальных инвестиций, которыми нагрузили фотографию разного рода умники от Вальтера Беньямина до Ролана Барта и Жана Бодрийяра.
К счастью, американские музейщики мало внимания уделяли столь высоким материям, как бодрийяровский "пунктум" или бартовская Camera Lucida, предпочтя привычную и кропотливую работу с конкретным материалом. К выставке выпущен перевод книги Джона Шарковски, написанной в том стиле, в каком музейный знаток рассказывает нам, профанам, о своих сокровищах. Поэтому и есть уникальная возможность без всяких затей просто вглядеться в фотографии. Модотти, Картье-Брессон, Родченко, Стиглиц, Надар, Мохой-Надь, Мэн Рэй, Капа, Аведон, Кляйн для того и вдыхали ядовитые пары фотореактивов, чтобы люди могли всматриваться.
Выставка открыта до 16 ноября.