"Соколу" подрезают крылья


НИЖНИЙ НОВГОРОД - Отчаявшись договориться по-хорошему, правительство Нижегородской области начало судиться с местными предприятиями - субзаемщиками по региональному еврозайму, размещенному в 1997 г. Вчера областной Минфин подал в арбитражный суд Нижегородской области иск о взыскании долга с нижегородского авиазавода "Сокол", входящего в группу "Каскол". Один из крупнейших должников по этому займу - Горьковский автозавод (ГАЗ) пока отделался "последним предупреждением".

Еврозаем на сумму $100 млн администрация Нижегородской области разместила в октябре 1997 г. сроком на пять лет под 8,75% годовых. Субзаемщикам было выделено $73,5 млн на реализацию 21 инвестпроекта. В декабре 1999 г. по соглашению с держателями еврооблигаций заем был реструктурирован с отсрочкой погашения до 3 апреля 2005 г. Сейчас долг области по еврооблигациям составляет $106 млн. Из субзаемщиков по этому займу свои долги перед областью полностью погасили только Павловский автобусный завод и Нижегородский завод композиционных материалов и пластмасс.

Как сообщили в пресс-службе нижегородской обладминистрации, иск против "Сокола" требует взыскать с авиазавода непогашенные долги по еврозайму. По состоянию на 1 сентября этот долг "Сокола" превышает $6 млн. В арбитражном суде "Ведомостям" подтвердили поступление иска, но сообщили, что дата рассмотрения пока не назначена.

В пресс-службе московской группы "Каскол", в которую входит авиазавод "Сокол", об этом иске тоже знают. Впрочем, представитель "Каскола" заявил "Ведомостям", что группа продолжает согласовывать график погашения долга с обладминистрацией.

Представитель областного Минфина сообщил, что до 10 октября иски будут поданы еще на четырех неплательщиков. Уже готовы заявления на ОАО "Нижегородская лизинговая компания" (долг - $2,4 млн) , ЗАО "Оканит" ($1,9 млн) , Фонд поддержки малого предпринимательства (свыше $1 млн) и Окскую судоверфь ($3,4 млн). Представители всех упомянутых предприятий отказались от комментариев.

Источник в администрации отметил, что "Сокол" из всех этих должников - одно из немногих предприятий, которое хоть как-то пыталось рассчитаться с обладминистрацией. Например, "Сокол" предлагал правительству в счет долга взять партию легких самолетов "Гжель". Но этот вариант чиновников не устроил, как и предложения ГАЗа погасить долги "Волгами". Кстати, на ГАЗ пока судебного иска нет: чиновники говорят, что лишь вынесли заводу "последнее предупреждение".

Николай Иванов, аналитик компании "Проспект", считает, что по крайней мере некоторым из перечисленных компаний погасить задолженность вполне по силам. "Скажем, "Сокол" после убытков в 2001 г. в прошлом году показал чистую прибыль в $8,9 млн при росте выручки с $50,9 до $74,4 млн, - говорит Иванов. - А выручка Окской судоверфи выросла с $7,1 млн в 2001 г. до $10,7 млн в 2002 г. , при этом компания также вышла из убытков, показав чистую прибыль на уровне $0,6 млн".