Александр Лебедев, президент Национального резервного банка
Однако государство так и не ответило ни на одно из наших предложений. Исключение - наше партнерство по лизинговой компании "Ильюшин Финанс". Она строит для "Аэрофлота" на Воронежском авиазаводе самолеты Ил-96. Но государство забирает все свои деньги обратно в виде налогов - строительство ведется за счет только наших взносов в капитал ИФК.
"Будем и дальше летать по требованиям Зимбабве".
Александр Лебедев, президент и владелец контрольного пакета акций Национального резервного банка (НРБ) , известен своими пламенными выступлениями в пользу российского авиапрома. Однако из всех предприятий, госпакеты акций которых банкир предлагал передать ему в управление, он пока получил только Воронежский авиазавод. Лебедев, похоже, не любит нынешних чиновников как класс, хотя сам начинал карьеру на государственной службе. А недавно банкир решил попробовать себя в политике: блок "Родина" объявил, что может выдвинуть Лебедева в качестве кандидата на выборах мэра Москвы.
- Есть ли какие-то плоды вашего похода на июльское заседание правительства, на котором вы просили дать вам в управление госсобственность в авиапроме? Что интересно НРБ в этом секторе?
- На последнем заседании правительства, посвященном авиапрому, чиновники сделали вид, что наших предложений попросту нет. Поэтому приняли решение вновь собраться для обсуждения этой темы еще через полгода. Так, впрочем, происходит все последние четыре года. Правда, летом неожиданно было принято решение заслушать в сентябре программу введения в России современных норм ICAO на воздушный флот - иными словами, ускорить сроки амортизации и списания старых воздушных судов.
Насколько мне известно, в правительство внесен проект документа на этот счет. Там написано, что срок введения современных требований - 2014 г. , что наша техника - старые воздушные суда - еще вполне может работать. Будем и дальше летать по требованиям Зимбабве, а не Европы.
На самом деле правительству стоит определиться. Если скажете, что старая воздушная техника списываться не будет, что не будет выделяться никаких средств из бюджета для поддержки авиастроения, что на рынок будут допущены без пошлин и НДС воздушные суда иностранного производства, ну что же - это позиция. Может быть, от этого даже выиграют граждане страны, которые пользуются услугами авиаперевозчиков. Но они же проиграют от исчезновения авиапромышленности.
Если же говорить о возрождении отрасли, необходимо идти по другому пути: учредить единую Национальную авиастроительную корпорацию, в капитал которой внести все государственные пакеты акций авиапредприятий. Подписать инвестиционный договор с частным сектором, отобранным через конкурс. Договориться, кто что инвестирует и на каких условиях. Развивать единую корпорацию в направлении серийного производства соответствующего модельного ряда самолетов, наращивать капитализацию, снижать издержки. Избавиться от опеки чиновников. Не закрывать компанию для иностранных акционеров.
Мы направляли разные предложения по компоновке единой корпорации. Допустим, только дальние, средние, ближние магистральные самолеты без военно-транспортной авиации, с казанским заводом и без него, с боевой авиацией и без нее. Естественно, мы направляли проекты конкурсной документации. Мы даже внесли предложение, аналогичное тому, которое было заключено с компанией Sirocco. Если в обмен на обещание $200 млн был передан пакет в 25% минус 1 акция, то в обмен на контрольный пакет акций мы готовы предложить миллиардные инвестиции.
Одновременно с этим правительство собирается проводить конкурс на управление "Шереметьево". "Шереметьево" - прибыльное предприятие, живущее за счет "Аэрофлота". Отдавая аэропорт частному сектору, государство наносит себе ущерб и в "Шереметьево", и в "Аэрофлоте", а платить будут те граждане нашей страны, которые летают "Аэрофлотом".
- Если будет проводиться приватизация компании "Аэрофлот", НРБ будет участвовать в конкурсе?
- Конечно. Вообще, когда мы покупали блокирующий пакет "Аэрофлота", мы, конечно, консультировались с исполнительной властью по поводу возможности приватизации. И было сказано: давайте через годик к этому вопросу вернемся. Но это были очень предварительные разговоры. Нам и самим еще рановато покупать "Аэрофлот". Это большая ответственность - не только коммерческая.
Что же касается "Шереметьево", то я искренне надеюсь, что конкурса не будет. Нет никаких экономических причин, почему правительство не сможет само справиться с проблемами авиавокзала. Есть "Аэрофлот" и представители от государства в совете директоров, а есть "Шереметьево" - там только государство в совете директоров находится. У них есть план. Они сделали эскизный проект, землеотвод, они провели много экспертиз, переговоров и конкурсов. Потратили около $30 млн. "Аэрофлот" - заказчик, ему нужен новый аэропорт. Почему вдруг правительство в какой-то момент передумало, а сегодня вообще расписывается в полной недееспособности? Непонятно, почему сам "Аэрофлот" не может сейчас, имея землеотвод и проект, привлечь соответствующее финансирование и начать строительство "Шереметьево-3". Я бы так действовал на месте "Аэрофлота" либо ставил вопрос о переходе в другой аэропорт.
- Какие у вас прогнозы на тендер по "Шереметьево"?
- Давайте подождем - вдруг возобладает здравый смысл.
- У вас был интерес к созданному РАО ЕЭС ОАО "Российские коммунальные системы". Когда на совете директоров РАО решался этот вопрос, вы просили повременить, чтобы дать НРБ возможность войти в состав акционеров РКС. Есть ли еще возможность для НРБ войти в состав акционеров РКС?
- У вас не совсем верная информация. Я голосовал на совете директоров РАО ЕЭС против создания этой компании. Я считаю, что конструкция такого типа вряд ли может быть жизнеспособной. Посмотрим. Я уважаю [председателя правления РКС Михаила] Абызова как очень эффективного менеджера, но, думаю, им будет трудно создать по всей стране новый холдинг, развернуть все части корпоративной системы управления, привлечь огромные кредиты. Могу только пожелать им успеха.
Что же касается нас, то у НРБ есть небольшие пилотные проекты в области ЖКХ. Один из них мы сделали в Тульской области. Он касается замены системы газового отопления в сельской местности. В домах ставятся специальные котлы, которые избавляют жителей домов от традиционных проблем с центральным отоплением и позволяют регулировать самостоятельно температуру в помещении. В рамках этого проекта мы кредитуем жителей под гарантии местной администрации. Сейчас написали письма ряду губернаторов с предложением внедрить подобную систему и у них.
В сравнении с конструкцией РКС это, конечно, гораздо более скромный проект. Но он касается примерно 70% ЖКХ, прежде всего той его части, которая находится за пределами больших городов.
- Проект приносит прибыль?
- Мы стараемся не делать неприбыльных проектов. Мы создаем жизнеспособную конструкцию.
- А какой процент у НРБ в РАО ЕЭС?
- Около 4%. Мы неоднократно говорили, что готовы выйти из акционеров РАО. Если бы был стратегический покупатель, мы бы пакет продали. В основном все предложения, которые мы получаем, - объединиться, сделать бизнес в этой области. Таких предложений много, но они интереса для нас пока не представляют.
- Какой долей лично вы владеете в НРБ из 85% акций, контролируемых менеджментом банка? Сколько будет принадлежать вам в Национальной резервной корпорации, которая сейчас создается на базе активов банка?
- Мне принадлежит больше контрольного пакета Национального резервного банка. Что же касается корпорации, то, вероятно, пропорции сохранятся. Сейчас мы ведем ее реформирование. Банк - только один из ее элементов. Не все наши активы находятся в нем.
Уставный фонд НРК скорее всего составит около $1 млрд. Наш пакет акций РАО ЕЭС стоит около $500 млн по рыночным котировкам, еще $200 млн - пакет "Газпрома". Еще в $400 млн можно оценить пакет принадлежащих нам российских еврооблигаций и украинских евробондов. У нас на Украине, например, большое количество недвижимости.
В холдинг также войдут в каком-то виде наша собственность в авиапроме, "Аэрофлоте" (около 30% ), "Ильюшин Финансе" (около 42% ), Национальной ипотечной компании, "НРБ-Финансах" (консалтинговая компания) и другие активы. У меня останется контрольный пакет. Часть менеджеров также будут владеть определенными пакетами.
- Блок "Родина" объявил о том, что может выдвинуть вас в качестве кандидата на выборах мэра Москвы. Вы уже дали свое согласие?
- Возможно, такое согласие будет - если моя программа понравится горожанам. И, конечно, если меня кто-то сможет услышать - у нас ведь у всех равные права по доступу к СМИ. .. (Смеется. ) Предложение от блока "Родина" для меня является принципиальным, поскольку он объединяет около 30 партий и движений с серьезным представительством в Москве. Лидеры движения Сергей Глазьев, Дмитрий Рогозин, с которыми я знаком не один год, - современные, молодые политики со свежими идеями и заслуживающей поддержки программой. Вероятно, и мои взгляды и предложения могут представлять для россиян интерес.
Однако пока ответить конкретнее на ваш вопрос не могу. Я хотел бы еще недели две-три посоветоваться в Москве с горожанами, с общественными организациями, с бизнесом.
Подчеркну, что отношусь к нынешнему мэру с уважением. Он проработал на благо города около 12 лет. И работал как вол. Город изменился в хорошую сторону, это правда, поэтому я понимаю москвичей, многие из которых поддерживают Юрия Лужкова. Однако за этот период сложился устойчивый бюрократический "домен", который сдерживает развитие столицы. Московская бюрократия в таком виде не должна существовать, надо реформировать власть в городе.
Если увижу, что мои предложения вызывают отклик у москвичей, то пойду на выборы с простой и понятной программой, суть которой будет сводиться к следующему: повысить доходы городской казны - т. е. москвичей - в 2 раза за 500 дней за счет сокращения бюрократического аппарата, выведения из-под контроля чиновников денежных потоков, которые вращаются в строительном комплексе, в операциях с недвижимостью и землей, т. е. в имущественном комплексе города. По моим оценкам, "Корпорация Москва" стоит минимум $50 млрд. Кому она принадлежит? Я думаю, что это еще пара городских бюджетов. В таком мегаполисе, как Москва, все начинается и кончается бюджетом города - хозяйственников в Москве хоть отбавляй. Федеральный бюджет по сравнению с московским - это просто XXIII в. по прозрачности. А здесь ничего не понятно.
- Если вы займете пост мэра города, то вам придется оставить пост в НРБ.
- Давайте честно: при таком "равном" доступе к СМИ, административном ресурсе, 12 годах пропаганды и том факте, что в Москве по сравнению с другой частью страны многое изменилось в лучшую сторону, выиграть очень трудно. Но достаточно выступить, предложив внятную альтернативу, как побороться за одну из самых привлекательных столиц в Европе, - это можно. Если те почти 40% , что не ходят на выборы, вдруг придут, будет интересно.
В принципе, оставить пост председателя правления и президента в организации, владельцем контрольного пакета которой являешься, не так уж и трудно. Я тогда займу пост председателя совета директоров вновь созданной Национальной резервной корпорации. Важный вопрос - не буду ли я оказывать какого-либо содействия развитию собственного бизнеса. У нас бизнеса в Москве нет.
О КОМПАНИИ: Национальная резервная корпорация - финансово-промышленная группа, куда помимо Национального резервного банка входят банки "НРБ-Украина" и "Воронеж", она владеет 30% акций "Аэрофлота", 42% "Ильюшин Финанс", Национальной ипотечной компанией, Национальной мясной компанией, консалтинговой компанией "НРБ-Финансы", журналом "Компания". В собственности группы находятся также около 4% акций РАО "ЕЭС России", около 1% "Газпрома", крупные пакеты российских еврооблигаций и украинских евробондов. НРК - один из крупнейших российских инвесторов в Крыму. В частности, в собственности группы находится крупнейший на Украине и в Крыму гостинично-оздоровительный комплекс "Море". Общая сумма активов группы оценивается примерно в $1,5 млрд.
БИОГРАФИЯ: Александр Евгеньевич Лебедев родился 16 декабря 1959 г. в Москве. В 1982 г. окончил экономический факультет МГИМО. До 1992 г. работал во внешней разведке, уволился в звании подполковника. С 1993 г. - в бизнесе. В 1995 г. занял пост председателя правления Национального резервного банка и сейчас является его основным владельцем. Лебедев также является основным владельцем завершающей в настоящее время формирование Национальной резервной корпорации. Кандидат экономических наук. Свободно говорит на нескольких иностранных языках. Хобби: плавание с аквалангом, рыбалка, теннис, книги.