"ЛУКОЙЛ" займет $225 млн на новый терминал
"ЛУКОЙЛ" нашел финансы для расширения экспорта нефтепродуктов. Как стало известно "Ведомостям", сегодня нефтяная компания подпишет кредитное соглашение с американским инвестфондом HBK на сумму $225 млн. Средства, выделяемые под гарантии американского государственного агентства OPIC и банка CSFB, пойдут на строительство нефтепродуктового терминала под Петербургом.
О проекте строительства нефтепродуктового распределительно-перевалочного комплекса (РПК) в Высоцке (Ленобласть) руководители нефтяной компании впервые рассказали весной 2002 г. Проектные перевалочные мощности РПК - 10,7 млн т нефтепродуктов в год (по планам "ЛУКОЙЛа" они будут работать на экспорт в Европу и США). В ноябре нынешнего года "ЛУКОЙЛ" рассчитывает сдать в эксплуатацию первую очередь терминала (мощность - 2,5 млн т нефтепродуктов). Общая стоимость проекта - более $300 млн.
HBK - частный американский инвестиционный фонд с головным офисом в Далласе, штат Техас.
Кредитное соглашение с HBK Fund на $225 млн будет подписано в рамках российско-американского энергетического форума, который открывается сегодня в Санкт-Петербурге. Об этом "Ведомостям" сообщил начальник управления общественных связей "ЛУКОЙЛа" Александр Василенко. Но он отказался говорить об условиях выделения кредита.
Как рассказал "Ведомостям" президент Московского международного нефтяного клуба Тогрул Багиров, участвовавший в переговорах по поводу кредита, получателем средств станет ООО "РПК Высоцк - ЛУКОЙЛ II". Эта компания управляет строительством комплекса в Высоцке. Гарантами по кредитному соглашению выступят государственное агентство США по страхованию частных инвестиций за рубежом (OPIC) и банк CSFB. Они предоставят гарантии соответственно на $130 млн и $75 млн, подтвердили "Ведомостям" в "ЛУКОЙЛе".
Нефтяная компания, в свою очередь, сегодня планирует подписать финансовую гарантию в адрес HBK Fund. Третьим документом станет договор на проектирование, поставку оборудования и строительство терминала. Помимо ООО "РПК Высоцк", этот документ подпишут подрядчики строительства - консорциум в составе "ЛУКОЙЛ-Нефтегазстроя" и американской корпорации Fluor Daniel.
Информацию о кредитном соглашении "Ведомостям" подтвердил и источник, близкий к топ-менеджменту OPIC. По его мнению, проект выгоден для обеих стран: российские нефтяники получат дополнительные мощности для экспорта нефтепродуктов, а американская Fluor - выгодный подряд на инжиниринговые работы.
В официальном сообщении OPIC на интернет-сайте этого агентства уточняется: кредит "будет использован для финансирования первых двух стадий проекта [в Высоцке], включая строительство железнодорожных путей, двух резервуарных нефтехранилищ и пристани". Кроме того, часть средств пойдет на углубление дна Финского залива, чтобы обеспечить безопасный проход танкеров с нефтепродуктами. Связаться с представителями HBK Fund и CSFB "Ведомостям" в выходные не удалось.
"Для "ЛУКОЙЛа" этот проект исключительно важен, так как по росту экспорта нефтепродуктов он в последние годы отстает от "ЮКОСа" и "Сибнефти", - отмечает аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров. - Кроме того, компания рассчитывает на первом этапе использовать терминал [в Высоцке] для вывоза сырой нефти. Если учесть, что Россия экспортирует в год 80 - 90 млн т нефтепродуктов, из которых 60 млн т - танкерами, то терминал 10,2 млн т - существенная прибавка [экспортных мощностей] для страны и для компании". По мнению Нестерова, нефтепродукты из Высоцка будут поставляться прежде всего в Европу, так как их прямые поставки в США очень затратны. "ЛУКОЙЛ" скорее всего будет использовать схемы замещения: в США - продавать венесуэльские нефтепродукты, а в Европе - российские в счет венесуэльского экспорта", - считает аналитик.