Virgin Group перелетает из Австралии в Америку


ОПЫТ "АЭРОФЛОТА": В начале 2001 г. "Аэрофлот" вел переговоры о покупке акций ирландской Virgin Express, входящей в империю Брэнсона. Но многочисленные долги европейской компании, отсутствие у нее собственного парка самолетов и высокая цена пакета (около $10 млн) принудили "Аэрофлот" отказаться от сделки.

Ричард Брэнсон, владелец британского конгломерата Virgin Group, собирается вложить средства от продажи австралийской авиакомпании-дискаунтера Virgin Blue в новую аналогичную компанию в США. 20% Virgin Blue на минувшей неделе были проданы австралийскому партнеру Virgin, компании Patrick Corp. , за $158,3 млн.

Virgin Blue была открыта в 2000 г. после того, как Австралия разрешила иностранцам владеть 100% акций австралийских авиакомпаний. Virgin быстро завоевала 30% австралийского рынка пассажирских авиаперевозок, тогда как два ее крупных конкурента обанкротились. Но компании, осуществляющие международные рейсы, по законодательству должны контролироваться австралийцами. Поэтому у Virgin Blue был опцион с Patrick, по которому австралийская компания имела право выкупа пакета акций авиакомпании. На прошлой неделе опцион был исполнен, и Patrick стала владельцем контрольного пакета Virgin Blue.

Выручив за эти акции $158,3 млн, Virgin Group намерена вложить средства в новую американскую авиакомпанию, которая также будет работать в сегменте low-cost перевозок. Американской дискаунтер начнет работать весной 2004 г.

Ричард Брэнсон несколько лет вел переговоры о создании дешевой авиакомпании в США. В конце 1990-х гг. он пытался поучаствовать в создании одной из них, JetBlue Airways, но не смог договориться с ее учредителями. Сегодня, по мнению Брэнсона, проникнуть на американский рынок будет легче благодаря ослаблению больших авиаперевозчиков США - таких как United Airlines, которая сейчас реорганизуется в рамках процедуры банкротства.

"Мы непременно начнем летать [в США] в течение девяти месяцев, возможно, раньше", - заявлял Брэнсон в июле. Но в скором начале проекта уверены не все: на рынке появилось несколько новых игроков. "[Брэнсону] придется бороться не только против "динозавров", появилось еще и много "плотоядных", - говорит Дэн Каспер, аналитик по авиации бостонской компании LECG. Он имеет в виду компании-дискаунтеры Southwest Airlines, JetBlue, AirTran Airways, Frontier Airlines и Spirit Airlines.

Некоторые аналитики, напротив, считают, что Virgin хватит места на рынке. "Спрос на авиабилеты по нормальной цене практически не ограничен", - говорит Роберт Манн, руководитель консалтинговой фирмы R.W. Mann & Co.

При создании новой компании у Брэнсона могут возникнуть сложности юридического характера. По американским законам иностранцы могут владеть не более чем 25% голосующих акций американской авиакомпании и 24% неголосующих. Но Брэнсон надеется, что в результате переговоров между США и Евросоюзом по поводу деятельности авиакомпаний европейцам удастся добиться отмены этих ограничений. По действующему законодательству 51% акций авиакомпании должны находиться в собственности американских компаний или граждан. Поэтому Брэнсон собирается, зарегистрировав новую компанию, продать 51% ее акций какому-нибудь американскому фонду прямых инвестиций (покупатель еще не известен) , а за Virgin сохранить 49%. По словам представителя Virgin Уилла Уайтхорна, уже ведутся переговоры с потенциальными американскими инвесторами. (WSJ, 11. 09. 2003, Кирилл Корюкин).