Белорусы боятся рубля
Белорусское правительство направило на подпись Александру Лукашенко проект указа о введении безналичного российского рубля в обращение с 1 октября. Источники в Нацбанке республики утверждают, что указ будет подписан только если Владимир Путин 15 сентября пообещает Лукашенко поставлять в Белоруссию дешевый газ.
Вчера президиум Совмина Белоруссии со второй попытки утвердил проект указа президента "Об использовании российского рубля при осуществлении безналичных расчетов на территории Белоруссии". Первый вариант, предложенный правительству во вторник, не устроил Минфин, выступивший против введения российского рубля для уплаты платежей в бюджет с 1 января 2004 г. В утвержденном проекте указа 1 января заменили на 1 июля 2004 г. Согласно проекту российский рубль вводится с 1 октября 2003 г. Белорусским юрлицам и индивидуальным предпринимателям будет разрешено использовать безналичный рубль без ограничений, в том числе проводить платежи в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды.
Одновременно с введением российского рубля в Белоруссии планируется отменить 30% -ную обязательную продажу валютной выручки в российских рублях на биржевых торгах. Как заявил "Ведомостям" помощник предправления Нацбанка Белоруссии Сергей Дубков, проект указа будет направлен на утверждение в администрацию президента. По его словам, по времени вся процедура может занять до месяца. Источник в экономическом управлении администрации белорусского президента сказал "Ведомостям", что документ пока из правительства не поступил.
Тем не менее, по словам источника в Нацбанке, этот указ президент Белоруссии Александр Лукашенко возьмет с собой на встречу с российским президентом Владимиром Путиным, которая намечена на 15 сентября. По его информации, Лукашенко намерен обсудить с Путиным три вопроса: о продолжении поставок газа в Белоруссию по льготным тарифам, о компенсации потерь Белоруссии от введения российского рубля и о налоге на добавленную стоимость, который с 2000 г. взимается с экспортируемых в Белоруссию российских товаров не белорусскими, а российскими налоговиками. По расчетам белорусского правительства, страна за это время потеряла не менее $800 млн на НДС. Только после этих уступок, говорит чиновник, Минск будет готов перейти на российский рубль с 1 января 2005 г.
Однако в Кремле торговаться с Лукашенко не хотят. Высокопоставленный источник в администрации говорит, что ему не известно об увязке "газового" и "рублевого" вопросов на переговорах 15 сентября. По его мнению, введение безналичного рубля - вполне "щадящая" мера, не имеющая "шоковых последствий" и отвечающая интересам белорусской экономики. "Она будет иметь, безусловно, оздоравливающий эффект для [белорусских] предприятий", - полагает кремлевский собеседник.
Но белорусские чиновники иного мнения. Нацбанк страны предупреждает, что придется потратить около $50 млн на поддержания курса зайчика, если российский рубль будет иметь параллельное безналичное хождение. А в правительстве Белоруссии переживают, что инфляция в стране значительно выше, чем в России. По итогам января - июля она достигла 16,3%. Значит, покупательная способность рубля в двух странах будет различной. Научно-исследовательский экономический институт Минэкономики Белоруссии прогнозирует резкое снижение эффективности, а по некоторым товарным позициям - и убыточность экспорта при переходе на рубль. Кроме того, после объединения денежных систем инфляция в Белоруссии не должна превышать 10% за год, а это снизит возможности бюджетной поддержки убыточных предприятий, что приведет к банкротству около половины из них, тревожатся в НИЭИ.
Российские эксперты введение рубля на территории Белоруссии приветствуют. "Это может привести к вытеснению более надежным рублем менее качественной белорусской валюты, - говорит руководитель Центра развития Андрей Клепач. - Это позволит белорусским предприятиям снизить издержки при расчетах с российскими партнерами". А содиректор Brunswick UBS Денис Родионов считает, что введение российского рубля в Белоруссии позволит российским компаниям более активно завоевывать белорусский рынок и не брать на себя валютные риски.