Какой такой пузырь?


Когда сдулся пузырь на фондовом рынке, аналитики говорили, что розничным инвесторам понадобятся годы, чтобы оправиться от понесенных потерь и снова начать вкладывать деньги в акции. Но ралли, длящееся уже полгода на западных рынках, свидетельствует: память у инвесторов короткая, а желание заработать на растущем рынке велико.

Исследование, проведенное Smith Barney, брокерским подразделением Citigroup, среди состоятельных инвесторов, удивило аналитиков. Они ожидали, что трехлетнее падение котировок в результате схлопывания интернет-пузыря и прошлогодний обвал из-за корпоративных скандалов отбили у розничных инвесторов желание снова рисковать своими деньгами. Между тем более половины опрошенных заявили, что вкладывают в акции все больше средств.

Фирмы, анализирующие поведение инвесторов, подтверждают данные исследования Smith Barney. Перспективы восстановления американской экономики пока еще не очень ясны, акции выглядят дорогими, если соотносить их с прибылями компаний, и инвестировать, основываясь на фундаментальных показателях, "казалось бы, не имеет смысла", говорит Пол Десмонд, президент аналитической фирмы Lowry's Reports; но если инвесторы хотят вкладывать деньги в акции, те будут расти - даже если это не нравится скептикам. С начала года индекс Dow Jones вырос на 14% , а NASDAQ Composite - на 39%.

Аналитики опасались, что после длительного периода роста рынок может просесть в сентябре, который традиционно является худшим месяцем в году. Но инвесторы полны оптимизма, отмечает Тим Хейс, аналитик мирового фондового рынка аналитической фирмы Ned Davis Research, и сезонный эффект пока не проявляется. "Люди говорят: я не собираюсь продавать акции, потому что они растут", - говорит Десмонд.

Подобное поведение сильно расходится с предсказаниями многих экспертов, сделанными во времена "медвежьего" рынка. Когда начнется рост, полагали они, индивидуальные инвесторы будут использовать подросшие цены, чтобы поскорее избавиться от изрядно подешевевших во время спада акций. Но пока что такого не наблюдается. Розничные инвесторы очень мало продают и много покупают. Ситуация может измениться, если, например, разразится полномасштабный скандал с паевыми фондами (регулирующие органы выявили, что некоторые хедж-фонды по договоренности с паевыми проводили незаконные трейдинговые операции с акциями, входящими в портфели паевых фондов). Но пока что на рынке царит оптимизм.

Чтобы определить настроение инвесторов, Десмонд анализирует целый ряд факторов, например соотношение числа растущих и падающих акций, объем торгов в дни роста и дни падения. Когда инвесторы нервничают и продают акции, объем торгов в дни падения превышает объем в дни роста. И хотя индексы могут продолжать расти, число растущих акций сокращается, потому что скептически настроенные инвесторы используют каждый скачок цен, чтобы выйти из акций. По словам Десмонда, сейчас такой ситуации не наблюдается: число растущих акций превышает число падающих, и даже в дни падения объем торгов ненамного больше, чем в дни роста.

По наблюдениям Хейса, сейчас около 90% акций на американском рынке торгуются выше их средней цены за последние 200 торговых дней. "Это самый значительный показатель с начала 1980-х гг. Это свидетельство того, что восходящий тренд складывается из многих акций", - говорит он.

Многие аналитики предупреждают, что столь длительный период роста (S&P 500 и DJ растут уже шесть месяцев подряд, а NASDAQ - семь) в итоге должен смениться серьезной коррекцией. Фил Рот, начальник отдела технического анализа нью-йоркской брокерской фирмы Miller Tabak, говорит, что не удивится, если осенью акции упадут на 10 - 15%. Он в отличие от Десмонда считает, что нынешнее ралли теряет силу. Темпы роста котировок и объемы торгов в дни роста сегодня ниже, чем в июне, число растущих акций не так сильно превышает число падающих, как в начале лета. Рот, впрочем, соглашается, что очевидных признаков надвигающегося спада нет.

Аналитики сегодня озабочены не тем, что инвесторы беспокоятся за свои инвестиции, а тем, что они перестали это делать. Когда слишком многие участвуют в игре на повышение, мало остается людей, которые, осторожничая, откладывают свой выход на рынок и могут поддержать рост своими инвестициями впоследствии.

Но в целом у рынка сохраняется хороший потенциал роста. Джефф Рубин, директор по исследованиям аналитической фирмы Birinyi Associates, отмечает, что до сих пор быстрее всего росли акции мелких и средних компаний, а в последнее время спектр быстрорастущих акций расширился за счет компаний крупных. Это означает, что в игру включились институциональные инвесторы, которые обычно покупают акции крупных компаний. "Сейчас растут Microsoft, Dell, IBM, Cisco Systems, которые не участвовали в ралли последних нескольких недель, - говорит Рубин. - Через три года после наступления "медвежьего" рынка люди хотят владеть акциями. Они хотят владеть всем". (WSJ, 8. 09. 2003, Михаил Оверченко)