ПРАВИЛА ИГРЫ: Думский пакет
Какой бизнесмен не хотел бы иметь все и сразу? Монопольный свечной заводик, тихий банк (можно даже без вывески) , отзывчивых друзей в МВД, ну и так, развлечения ради, еще какую-нибудь безделушку: слона, к примеру, или собственную газету. Если бы все это добро одним пакетом отпускалось в каком-нибудь спецраспределителе, то наверняка выстроилась бы очередь. Тем более при нынешних ценах на нефть, пожалуй, такие "пакеты" можно было бы даже продавать в кредит под кабальный процент, главное - дать правильную рекламу: мол, количество предложений ограничено, а цены вот-вот переведутся в евро.
Но пока в голову никому не пришло организовать торговлю таким эксклюзивным набором, бизнесменам приходится довольствоваться тем, что есть. А имеется немало - несколько сотен мест в Государственной думе. Тоже своего рода "пакеты".
В нынешнем парламенте работают, по разным оценкам, около ста предпринимателей, начиная от таких известных, как Сулейман Керимов ( "Нафта-Москва") , Владимир Брынцалов ( "Ферейн") и Иосиф Кобзон ( "Московит") , и заканчивая скромными тружениками мамоны, чьи имена затеряны в партийных списках, а предприятия скрываются за непритязательными названиями фирм-однодневок. Осмелюсь предположить, что по итогам грядущих выборов количество бизнесменов в Думе не уменьшится: кто-то пройдет по одномандатным округам, кто-то купит себе место в партии (если, конечно, ЦИК не одолеет партийную коррупцию). По мнению политтехнологов, стоимость депутатского мандата составит в этом году от $500 000 до $1,5 млн. Иными словами, сто человек (берем лишь предпринимателей) потратят в среднем по миллиону долларов. Итого - $100 млн.
Зачем владельцы компаний рвутся во власть и тратят на удовлетворение своих амбиций такие большие деньги? Причины в общем-то очевидны: депутатский мандат обеспечивает судебный иммунитет и возможность давить на конкурентов или местные администрации, используя механизм запросов. Кроме того, Дума - это своего рода клуб, где можно обзавестись полезными связями и знакомствами. Многие бизнесмены, попавшие в парламент в 1999 г. , успели расширить свои владения, приобретя новые предприятия или выйдя на казавшиеся ранее недоступными рынки. Например, хозяин крупнейшей в России макаронной фабрики "Макфа" Михаил Юревич вывел свою продукцию далеко за пределы родной Челябинской области, занялся газовым бизнесом. А Сергей Генералов, будучи депутатом, создал группу "Промышленные инвесторы", владеющую акциями Дальневосточного морского пароходства, "Гуковугля" и ликероводочного завода "Топаз". Конечно, связывать все достижения этих и других думских бизнесменов исключительно с их депутатским статусом было бы нелепо, но все-таки. (К чести Юревича с Генераловым, они хотя бы не скрывают своего делового бэкграунда. ) Казалось бы, что плохого в стремлении предпринимателей попасть в Думу? Вроде бы тертые калачи, знают, как работает рыночная экономика, опять же законом не запрещено совмещать работу в парламенте с владением акциями (возбраняется лишь "заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью"). Но не выходит из головы то самое "все и сразу": а вдруг не захочет народный избранник служить народу, слишком увлечется расширением приобретенного "пакета", что тогда? Будет ли польза кому-либо, кроме него самого? Вряд ли.
Автор - шеф-редактор журнала "Компания"