Реклама побочных эффектов
ВАШИНГТОН - Американские власти начинают борьбу за чистоту рекламы фармацевтических компаний. Для начала от них потребуют включать в рекламу лекарственных препаратов более полную информацию, в том числе данные о побочных эффектах.
Администрация США по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA) намерена добиваться того, чтобы реклама лекарственных препаратов содержала более четкие и понятные формулировки, говорится в опубликованном на прошлой неделе этой организацией стратегическом плане. Кроме того, сообщается в документе, реклама должна информировать потребителя не только о лечебном действии препарата, но и о его побочных эффектах.
Потребительская реклама лекарственных препаратов "может стать эффективным средством просвещения публики", заявил Питер Питтс, комиссар FDA по внешним связям. По его словам, агентство могло бы также предложить компаниям включать в рекламу лекарств больше информации о заболеваниях и их симптомах - чтобы таким образом просвещать потребителя.
Кроме того, агентство намерено разрешить компаниям давать в потребительской рекламе больше информации о своей продукции. Производители лекарств и продуктов питания добиваются более либеральных законов о рекламе их товаров, в то время как суды до сих пор ограничивают полномочия FDA в определении, что именно компании по производству продуктов питания и пищевых добавок могут рассказывать о своей продукции.
От FDA требуют, чтобы агентство строго контролировало заявления, с которыми компании обращаются к аудитории. Группы по защите прав потребителей заявляют, что при отсутствии должного контроля и жестких рамок реклама, скажем, лекарственных препаратов может содержать информацию, которая введет покупателя в заблуждение. С другой стороны, покупатель останется в неведении о побочных эффектах от использования препарата. А потому организации по защите прав потребителей настаивают на том, что в потребительской рекламе лекарственных препаратов должны точно указываться название лекарства, его лечебное действие и полный перечень возможных негативных последствий от его употребления.
FDA утверждает, что намерена объявить борьбу лекарственной рекламе, в которой достоинства препаратов расхваливаются сверх всякой меры. Недавно агентство уже потребовало, чтобы компания Bristol-Myers Squibb прекратила публиковать рекламу своего препарата Pravachol и исправила содержавшиеся в ней неверные утверждения. В рекламе этого лекарства, снижающего уровень холестерина в крови и пользующегося огромной популярностью (за первые шесть месяцев нынешнего года его продажи составили во всем мире $1,3 млрд) , говорится, что это лекарство - единственное, которое разрешено использовать для профилактики инсульта у диабетиков и больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. На самом же деле препарат Zocor, который производит компания Merck & Co. , обладает еще более широким профилактическим действием.
FDA строго предупредила и другую фармацевтическую компанию - Gilead Sciences. По словам представителей администрации, компания преувеличивала достоинства препарата Viread, разработанного для лечения больных СПИДом, но при этом старалась умолчать о его тяжелых побочных эффектах.
Комиссар FDA Марк Маклиллан заявил, что нарушение законов по защите прав потребителей может повлечь за собой крупные штрафы и уголовное преследование. "Те, кто ради наживы будут нарушать законы и подвергать опасности здоровье пациентов, должны запомнить: мы до них доберемся! " - заявил он. (WSJ, Екатерина Кудашкина)