Аудиторы отбирают бизнес у инвестбанков


Куда звонить за советом по налоговому планированию? В аудиторскую компанию. А если нужна консультация по слиянию или поглощению? Попробуйте набрать тот же номер. Аудиторские компании все активнее посягают на вотчину инвестиционных банков - консультирование при слияниях и поглощениях, отъедая куски весьма прибыльного бизнеса.

"Какое-то время мы незаметно подкрадывались к ним, и вот теперь мы сбросили маску", - говорит Крис Уорд, руководитель отдела финансового консультирования британского подразделения Deloitte & Touche.

Аудиторские фирмы начинают все активнее заниматься инвестбанковским бизнесом: с 2000 по 2002 г. их совокупная доля на рынке консультирования по слияниям и поглощениям с участием европейских компаний выросла до 10% (см. таблицу). В 2003 г. этот показатель, правда, снизился до 6% , что объясняется застоем в секторе и более активной борьбой инвестбанков за каждого клиента. Тем не менее, по данным Thomson Financial, в 2003 г. фирмы "большой четверки" (Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers) выступили консультантами в сделках на общую сумму $17 млрд. Эта цифра, конечно, не сравнится с показателем банка Goldman Sachs, который консультировал компании в сделках на сумму $82,5 млрд, захватив 29% рынка. Тем не менее некоторые аудиторы уже обходят инвестиционные банки второго эшелона, такие как Dresdner Kleinwort Wasserstein (подразделение Allianz).

По итогам первого полугодия 2003 г. Deloitte даже вошла в составляемый Thomson Financial список 25 консультантов по европейским сделкам, заняв 21-е место. Объем сделок, в которых она выступала консультантом, вырос за год на 64,4% , составив $5,89 млрд. Если раньше аудиторские фирмы выступали советниками мелких и средних компаний (где размер покупки обычно не превышает $700 млн) , то теперь они все чаще берутся за крупные сделки. В июне, например, PwC консультировала фонд прямых инвестиций Montagu Private Equity по выкупу за 860 млн фунтов стерлингов ($1,36 млрд) контрольного пакета акций британской семейной компании Linpac, производящей упаковку для гамбургеров McDonald's. А Джон Харди, в прошлом работавший инвестбанкиром в UBS, возглавлял команду Deloitte, консультировавшую Linpac.

Консультантами Montagu были также HSBC и Deutsche Bank, но гендиректор фонда Крис Мастерсон говорит, что именно PwC привлекла внимание его фирмы к Linpac. "В 1990-е гг. и даже в конце 80-х [аудиторские фирмы] наработали гигантский опыт в области работы с менеджментом, выкупающим контрольный пакет акций компании", - считает Мастерсон. По его мнению, опыт инвестбанков основан на их деятельности по структурированию и продаже долговых обязательств, а аудиторские фирмы черпают советы из своего опыта по проверкам в ходе проведения сделки. "Если у вас сделка, включающая операции на рынке капитала, вы скорее всего пойдете в инвестиционный банк. А если вам просто требуется совет и экспертное мнение. .. большой банк вам не нужен", - добавляет Мастерсон.

Одно из преимуществ аудиторских фирм - большой штат. У Deloitte, например, есть офисы по всей Великобритании, в которых работает около 10 000 человек. Это позволяет им завязывать контакты с региональными компаниями и частными фирмами, которые могут стать их потенциальными клиентами в сделке слияния или поглощения. Саймон Боудл, партнер PwC по корпоративным финансам, приводит пример двухлетней давности, когда инвестор выкупил контрольный пакет акций производителя сидений для самолетов Britax за 441 млн фунтов ($695 млн) , сделав компанию частной. Консультантом в сделке выступал бирмингемский офис PwC.

Но пока инвестбанки свысока поглядывают на новоявленных конкурентов. "Они могут мелькать в тех или иных рэнкингах, но инвестиционно-банковская группа в аудиторской фирме никогда не сможет подменить традиционный [инвестиционный] банк", - говорит топ-менеджер лондонского отделения одного из крупных инвестбанков. (DJ, 22. 08. 2003, Михаил Оверченко)