МАКС идет на рекорд
Юрий Коптев заявил также, что на МАКС ожидается подписание контрактов на покупку самолетов Ту-214 (их производство налаживает казанское КАПО им. Горбунова) и Ил-96 (выпускаются на воронежском ВАСО). Как сообщил представитель Национального резервного банка (НРБ, управляет 56% акций ВАСО) , речь может идти о контракте на поставку шести Ил-96 в лизинг для "Аэрофлота". Это контракт с давней и скандальной историей: компания "Ильюшин Финанс" весной даже обратилась в суд, пытаясь принудить "Аэрофлот" взять в лизинг эти самолеты. Эта сделка, если она состоится, оценивается примерно в $230 млн.
Шестой по счету Международный авиационно-космический салон (МАКС) , открывшийся вчера в подмосковном Жуковском, может поставить рекорд по числу подписанных контрактов. По крайней мере так полагают российские госчиновники, которые уже поспешили поставить нынешний МАКС в один ряд с престижнейшими авиасалонами в Ле-Бурже и Фарнборо. И первый контракт уже есть: компания "Трансаэро" возьмет в лизинг четыре Ту-204 у ульяновского завода "Авиастар-СП".
В нынешнем авиасалоне МАКС-2003 участвуют 489 российских и 118 зарубежных фирм, включая Boeing, Airbus и другие крупные компании. Организаторы салона уже отметили рекорд по числу представленных экспонатов - свыше 200 самолетов и вертолетов. Как отмечает агентство AP, впервые на московском авиасалоне представлена техника, находящаяся на вооружении ВВС США.
Гендиректор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев, сравнивая МАКС с французским Ле-Бурже, заявил, что по объему представленной техники МАКС-2003 даже поинтереснее. Доля правды в этом есть. На 45-м салоне в Ле-Бурже, прошедшем два месяца назад, практически не были представлены американские авиастроительные фирмы. Как отмечает Reuters, таким своеобразным бойкотом американцы тогда ответили на твердую позицию правительства Франции против войны в Ираке. А еще в Ле-Бурже не было российских экспонатов. Тут причина еще проще: швейцарская фирма Noga не оставляет намерений арестовывать наши самолеты в счет российских долгов, и авиастроители решили не рисковать.
А первым контрактом, заключенным в ходе МАКС-2003, стало соглашение авиакомпании "Трансаэро" о финансовом лизинге сроком на 15 лет четырех самолетов Ту-204-300. Они будут выпущены на ульяновском заводе "Авиастар-СП". Посредником в сделке, оценивающейся в $100 млн, выступит лизинговая компания "Ильюшин Финанс", подконтрольная Национальному резервному банку. Первый самолет будет передан покупателю в конце 2004 г. , остальные - в 2005 г. При этом у "Трансаэро" есть опцион на покупку еще шести аналогичных самолетов и с их учетом сумма сделки составит не менее $200 млн, сообщила пресс-служба "Авиастар-СП". Сейчас "Трансаэро" эксплуатирует только западную авиатехнику - Boeing-737 и Boeing-767.
Вслед за "Трансаэро" авиакомпания "Красноярские авиалинии" заявила о планах взять в лизинг один Boeing-767 и еще один Ту-204 при посредничестве той же компании "Ильюшин Финанс". Подробности этих сделок не разглашаются. Вчера же был подписан и первый межгосударственный контракт. Харьковское государственное авиапромышленное предприятие (ХГАПП) и самарский "Авиакор" намерены в будущем году поставить два 52-местных региональных самолета Ан-140 авиакомпании "Самара".
Посмотреть на авиатехнику в Жуковский в первый день работы салона съехались президент РФ Владимир Путин, председатель Госдумы Геннадий Селезнев, вице-премьер Борис Алешин, федеральные министры. Вероятно, поэтому многие посетители авиасалона, включая аккредитованных журналистов, сумели миновать все кордоны и металлодетекторы лишь к середине вчерашнего дня. По рассказам очевидцев, Владимир Путин в основном интересовался военной авиатехникой - истребителем Су-27СМ, вертолетом Ми-28Н и американским самолетом F-15. А вице-премьер Борис Алешин, выступая на открытии салона, заявил о необходимости объединить гражданские и военные авиапредприятия, чтобы унифицировать модельный ряд.
Глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев, по информации "Интерфакса", резюмировал высказывания госчиновников примерно так: сейчас необходимо ликвидировать все последствия приватизации и акционирования, которые привели к тому, что государство на 40% утратило свой контроль и влияние на предприятия авиапрома. Что означает этот тезис, журналисты выяснить не успели - первый день работы МАКС-2003 подошел к концу.