ПРАВИЛА ИГРЫ: Деньги на связи


Если бы существовал в России конкурс на право называться самым мудрым олигархом, я бы не задумываясь отдал первый приз Михаилу Фридману. Причина такого выбора очевидна: избранная президентом "Альфа-групп" стратегия ведения бизнеса, кажется, одинаково хороша при любом политическом режиме - хоть при Ельцине, хоть при Путине, и в отношении с любыми партнерами - и российскими, и иностранными. Получившая огласку на этой неделе история с обменом словацких долгов на задолженность ряда крупнейших телекоммуникационных компаний России - лишнее тому подтверждение.

Конечно, "Альфа-групп" отличалась проворностью и раньше. Судите сами. За последние шесть лет состоялось лишь два приватизационных конкурса, превысивших по объему $1 млрд. Это были торги по "ОНАКО" и "Славнефти", и в обоих победила "Альфа" (в последнем случае - на паях с "Сибнефтью"). Та же "Альфа" провела самую крупную в истории России продажу активов западной компании, договорившись об альянсе своей ТНК с англо-американской BP. Можно, конечно, сказать, что и другие олигархи не сидели сложа руки. Но ведь группе Михаила Фридмана удалось избежать каких бы то ни было конфликтов с силовыми органами даже в нынешние, не самые благоприятные для частного бизнеса времена. При этом глава "Альфы" не просил прощения за грехи, допущенные в эпоху приватизации, как это делал другой известный бизнесмен - Владимир Потанин. Не то чтобы грехов не было, скорее не было надобности.

В чем же тогда рецепт успеха Фридмана? Во-первых, в осторожности. Любой другой олигарх считает необходимым время от времени публично высказываться на общеполитические темы: в газетах, журналах или даже по телевидению. Фридман же редко дает интервью, да и когда встречается с журналистами, предпочитает говорить о бизнесе, а не о политике.

Во-вторых, Фридман никогда не играл в радетеля государственных интересов и не брал на себя ответственности за "подъем экономики". В интервью, которое он дал пару лет назад "Ведомостям", Фридман так определил философию своей группы: "Мы не банкиры, не нефтяники, не телекоммуникационщики - мы инвесторы". И это очень удачное позиционирование: все равно никто не верит в добрые намерения олигархов - чего ради притворяться?

Ну и, в-третьих, связи. "Альфа" использует связи, чтобы делать деньги", - сказал, комментируя сделку по словацким долгам, один из аналитиков. Теперь "Альфа" использует связи, чтобы делать деньги на связи. И это не просто тавтология, а удачное совпадение.

Нам предстоит стать свидетелями интереснейшей интриги: совершит ли Фридман хет-трик, проведя еще одну миллиардную приватизационную сделку - по "Связьинвесту"? Кто знает, может, "Альфа" уже ведет переговоры с нынешними частными акционерами холдинга - представителями консорциума Mustcom о выкупе их доли?

В конце концов, когда-то у Фридмана и участников Mustcom - группы "Интеррос" и "Ренессанс Капитала" - был общий актив "СИДАНКО". Все помнят, чем закончилось их противостояние: стороны смогли договориться - и нефтяная компания досталась "Альфе".

Автор - шеф-редактор журнала "Компания"