Запах напрокат


НЬЮ-ЙОРК - Снижая расценки в погоне за клиентом, американские компании, занимающиеся предоставлением машин в аренду, столкнулись с неожиданной проблемой. Машины, возвращенные арендаторами, нередко благоухают на все лады, причем далеко не всегда приятно.

Порой рачительные автолюбители, столкнувшись с необходимостью перевезти особо пахучий груз и не желая пропитывать сильным запахом собственную машину, просто берут в аренду другой автомобиль - благо, нынешние невысокие расценки на прокат машин в США это позволяют.

В результате, по свидетельству компаний по аренде автомобилей, их парк начинает источать самые разные ароматы - от стойкого запаха пота и сигаретного дыма до запахов менее традиционных, например - тухлой рыбы. В агентстве Thrifty Car Rental вспоминают, как один мини-вэн пришлось обрабатывать горячим паром - клиент взял машину в аренду, чтобы перевезти в ней шесть коз.

Чаще всего неприятные запахи пытаются истреблять с помощью дезинфицирующих средств и средств для чистки тканевых покрытий. Затем - разнообразные отдушки и освежители воздуха. Компания Avis испытывает на клиентах четыре отдушки с поэтическими названиями: "прохладная петрушка", "солнечное небо", "солнечное небо - 2" и "свежие простыни".

Такие надушенные автомобили можно взять в аренду в представительствах компании в аэропортах Нью-Йорка, Хьюстона, Джексонвиля (штат Флорида) и Лайхью на Гавайях. Во время чистки салона рабочие распыляют один из этих освежителей и оставляют соответствующую записку на приборной панели. К концу августа Avis рассчитывает узнать мнения по меньшей мере 3000 клиентов, а потом выбрать запах, пользующийся наибольшей популярностью.

В компаниях Dollar и Thrifty рассказывают, что клиенты чаще всего жалуются на запах табака в салонах. Теперь во всех автомобилях, принадлежащих этим агентствам, наклеивают таблички "Не курить". А иногда идут на более радикальные меры и просто вынимают пепельницы. "Но проконтролировать, что делают клиенты в арендованном автомобиле, все равно очень тяжело", - говорит представитель Thrifty Крис Пейн.

Существует еще один метод - взимать с клиента, вернувшего вонючий или грязный автомобиль, дополнительную плату - до $75. Однако, как признаются агентства по аренде, к такой мере прибегают крайне редко, опасаясь потерять клиентуру.

Кроме того, в компаниях признаются, что не знают, во сколько может обойтись борьба с неприятным запахом в каждом отдельном случае. Иногда даже приходится демонтировать все части интерьера автомобиля.

В одно из отделений агентства Thrifty в Луисвилле, штат Кентукки, поступало огромное число жалоб о зловонии, которое источал один из их мини-вэнов. Чтобы установить источник запаха, автомобиль пришлось разобрать. В вентиляционной системе рабочие обнаружили разложившуюся змею. "Некоторые запахи практически неистребимы, - рассказывает Донни Лот, руководитель офиса, которому принадлежал злополучный мини-вэн. - Иногда лучшее, что можно сделать, это продать автомобиль на аукционе".

Усилия по истреблению запахов тоже приносят иногда неожиданные результаты. Клиенты жалуются, что порой компании по аренде автомобилей перегибают палку. Причем сильнее всего водителям арендованных машин досаждают запахи жасмина, ванили, жевательной резинки и даже "нового автомобиля".

В апреле Кейр Роча из Ричмонда (штат Вирджиния) взял в аренду Chevrolet Impala. По его словам, когда он сел в автомобиль, его окутали волны удушливого запаха. Оказалось, что сотрудники агентства использовали дезодорант для тканевых поверхностей Febreze.

"Такое впечатление, что они пропитали этим средством все коврики, - вспоминает Кейр. - Первое время я мог ездить только с открытыми окнами". (WSJ, 8. 08. 2003, Екатерина Кудашкина)