Бизнес-спецназ


Россияне, уезжающие за границу получать бизнес-образование, стали меньше выбирать "общеобразовательный" MBA и все больше склоняются к узкоспециализированным программам по финансам, маркетингу, госуправлению. К такому выводу пришли эксперты Британского совета, проанализировав предпочтения стипендиатов программы Chevening.

Стипендиатам, получившим 20 000 фунтов стерлингов, разрешается выбрать любую программу и любой университет в пределах Англии. Последние три года стипендиаты не ограничиваются MBA и все чаще выбирают более специализированные виды бизнес-образования.

Андрей Лаптев, выпускник Кембриджского университета 2003 г. , прошел годичное обучение по специализации "теоретические основы экономики", после чего вернулся в Россию. Во время учебы у него было несколько предложений о работе от западных компаний - ему предлагали занять должность стратегического управляющего. Такой спрос, по его словам, натолкнул его на мысль поехать учиться в Англию в этом году, однако на этот раз выбрав более специализированный курс - "стратегический маркетинг".

Управляющий партнер "Росэксперта" Сергей Мартьянов объясняет эту тенденцию усиливающейся конкуренцией. По его словам, в российских компаниях, где уже выстроен весь менеджмент, настало время выстраивать конкретный функционал: маркетинг, финансы, работу с персоналом. Для этого требуются специалисты с глубокими познаниями в одной из этих областей.

Кроме того, российские компании начинают думать о проникновении на западные рынки. "Для того чтобы конкурировать, им нужно быть более эффективными, - говорит он. - Они должны подтянуться не столько по управленческим параметрам, сколько по функциональным".

Екатерина Прохорова, директор по управлению персоналом IBS, отмечает, что во время подъема рынка нужны "специалисты", знающие свое дело досконально, которые помогут компании развивать основные функции и не отставать от общего роста. Во время спада востребованы "генералисты", понемногу разбирающиеся во всех областях. Сейчас в России как раз тот период, когда нужны хорошие "специалисты": директора по персоналу, маркетингу. Этим она и объясняет всплеск интереса к специализированным программам.

Старший консультант KPMG Александр Кириллов, закончивший Cranfield в 2001 г. , выбрал программу MBA, потому что хотел получить широко применимое образование. "Мне не хотелось становиться специалистом в какой-то одной области", - говорит он. В программе его привлекала именно возможность последующего выбора области применения полученных знаний. По его словам, за такую гибкость приходится платить неглубокими познаниями в каждой области. "Поэтому если говорить о хороших, серьезных специалистах, то сейчас рынок это обязательно оценит", - продолжает он.

Еще одна немаловажная причина увеличения интереса к специализированному бизнес-образованию, которую отмечают эксперты, - возросшее количество информации о возможностях обучения за рубежом. Как результат - распространение специализированных программ. "Раньше MBA был единственным возможным бизнес-образованием, - говорит Сергей Лихарев, вице-президент по общественным связям Клуба Выпускников MBA (КлуМБА) , - сейчас можно выбирать из огромного количества бизнес-курсов то, что подходит тебе больше".

Консультант компании "Анкор" Татьяна Баскина замечает, что увеличение интереса к специализированным программам MBA - это отчасти следствие увеличения спроса на подобных специалистов на рынке, отчасти результат агрессивной политики продвижения этих школ, развернутой в последнее время.