В пользу богатых
Налоговая реформа Джорджа Буша серьезно поправила материальное положение самых богатых людей Америки. Как выяснила газета The Wall Street Journal, больше всех от снижения налогообложения в на дивиденды выиграли совладелец Microsoft Билл Гейтс и гендиректор корпорации Viacom Самнер Редстоун. А по данным агентства Standard & Poor's, в этом году американские компании охотней, чем прежде, выплачивают дивиденды и повышают их размер.
Раньше дивиденды, которые выплачивали американские компании, облагались налогами, как и другие виды дохода. Например, при дивидендах свыше $300 000 ставка налога составляла 35% (в 2002 г. - 38,6% ). По данным исследовательской организации Urban-Brookings Tax Policy Center, на долю налогоплательщиков, чей доход составлял более $1 млн и, соответственно, облагался по максимальной ставке налога, приходилось 15,1% всех выплат по дивидендам.
В прошлом году Конгресс США начал обсуждение закона о снижении налоговых выплат по дивидендам до 15%. А в мае 2003 г. президент Джордж Буш этот закон подписал.
Как выяснилось, налоговая новация привела к настоящему дивидендному буму. Согласно исследованию Standard & Poor's, с начала 2003 г. 1101 американская компания повысила дивиденды по акциям или выплатила их в первый раз - это намного превышает аналогичный показатель января - июля прошлого года. Аналитики констатируют, что причиной роста дивидендных выплат стало именно снижение налога. Правда, не все компании готовы в этом признаться. По словам финансового директора Qualcomm Билла Кейтеля, его корпорация начала выплату дивидендов еще до того, как сокращение налога было одобрено конгрессменами. "Мы достигли той стадии в развитии нашей компании, когда мы смогли начать возвращать капитал напрямую акционерам через дивиденды и обратный выкуп акций", - говорит Кейтель.
В любом случае больше всего выиграли от снижения налога на дивиденды самые состоятельные американцы. Например, председателю совета директоров Citigroup Сенфорду Вейлу новый закон сэкономил около $10 млн: в результате повышения размера дивидендов компании с 18 до 35 центов за акцию при 15% -ном налоге он получит не $16,8 млн, а $26,7 млн. Глава Goldman Sachs Group Генри Паулсон выгадает $2 млн, а дополнительный доход Чарльза Шваба из Charles Schwab Corp. составит $5,4 млн.
"Это, конечно, исключительные примеры, - говорит старший аналитик аналитической фирмы CCH Inc. Марк Ласкомб. - Однако, как ни крути, получается, что больше всего от сокращения налогов выиграли самые состоятельные налогоплательщики, являющиеся также крупнейшими держателями акций".
Представители компаний настаивают, что выплаты по дивидендам были повышены вовсе не с целью обогатить руководство корпораций. Например, Чарльз Шваб и глава Goldman Sachs Генри Паулсон заявили, что сочли себя "морально обязанными" повысить дивиденды после того, как публично поддерживали снижение налога. "Для них [руководителей компаний] это был бы слишком дорогой способ увеличить себе жалование, поскольку повышенные дивиденды приходится выплачивать всем акционерам", - говорит пресс-секретарь Goldman Sachs Питер Роуз. По словам Роуза, дивиденды по акциям Goldman Sachs были одними из самых низких в отрасли и, повысив их с 12 до 25 центов на акцию, компания лишь сравнялась со своими ближайшими конкурентами. А в пресс-службе Viacom заявили, что компания начала выплату дивидендов по требованию рядовых акционеров и возможное влияние этого шага на доходы ее гендиректора Самнера Редстоуна в расчет не принималось. "Если в результате его доходы и выросли, это не было целью Viacom", - сказал представитель компании.
Согласно отчету Urban-Brookings Tax Policy Center, на 1% богатейших налогоплательщиков придется 29,1% всех дополнительных доходов, полученных в результате сокращения налога на дивиденды, а 10% самых богатых американцев получат 61,6% доходов. По мнению представителей американской администрации, неравное распределение выгод от сокращения налога вполне обоснованно, поскольку богатейшие американцы платят больше всего налогов. Кроме того, как заявил представитель Белого дома, сокращение налога в любом случае пойдет на пользу всем гражданам США, которые владеют акциями, а также оживит экономику. (WSJ, 11. 08. 2003, Игорь Федюкин)