ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ: Методы допроса


О том, как проводить интервью при приеме на работу, написаны тома. Обе стороны выучили назубок правила игры, поэтому часто интервью напоминает игру в пинг-понг - правильные стандартные вопросы и такие же правильные и стандартные ответы. Чтобы действительно узнать о кандидате что-то интересное, приходится придумывать ходы, еще не описанные в книгах.

Журнал INC провел мини-опрос на эту тему среди руководителей компаний. Их попросили ответить на вопрос: "Как вы заставляете кандидатов говорить правду на собеседовании? " Президент компании - разработчика программных продуктов Rochester Software Associates Роберт Баден рассказал, что нередко задает кандидату следующий вопрос: "Представьте, что мы стоим перед небоскребом. Я даю вам барометр и прошу с его помощью узнать высоту здания. Как вы это сделаете? " Правильный ответ: "Никак". Баден говорит, что просто хочет проверить, насколько творчески люди подходят к поставленным проблемам и насколько быстро ориентируются в них.

Конечно, нестандартные вопросы порождают и нестандартные ответы: один из интервьюируемых ответил, что он найдет уборщика в этом здании и предложит ему барометр в обмен на информацию о высоте здания.

Вместо стандартного вопроса: "Инициативны ли вы? " - Тони Петручиани, президент Single Source Systems, спрашивает во время интервью у программистов высокого класса, почему крышки канализационных люков круглые. "Этот вопрос мы задаем нашим будущим разработчикам, чтобы посмотреть, могут ли они думать вне своей области", - говорит он. (Ответ: потому что круглая крышка, равная по величине отверстию, которое она закрывает, никогда не провалится вовнутрь в отличие от треугольной или квадратной).

"А я бы ответила, что крышка круглая, потому что сама труба круглая: при ней треугольная крышка смотрелась бы по крайней мере глупо", - говорит Вера Александрова, психолог-консультант компании "Анкор". По ее мнению, чтобы заставить человека говорить правду, надо по возможности избегать стандартных вопросов.

Продолжая тему геометрических фигур, она приводит пример из своей практики: вместо прямого вопроса про слабые стороны кандидата она рисует на бумаге квадрат и поясняет потенциальному работнику, что это его "профессиональное поле" и что специалист, на 100% постигший профессию, достигший в ней потолка, обычно полностью заштриховывает квадрат. После этого она просит кандидата заштриховать символическую долю квадрата, равную собственному профессионализму. По словам Александровой, еще не было случаев, чтобы кто-то заштриховывал квадрат полностью. "После этого я указываю на незаполненную часть и говорю: а какие навыки вы расположили здесь? - рассказывает она. - Подведенный к этому вопросу работник честно говорит про свои слабые стороны". Она советует не использовать расплывчатые вопросы - чем конкретнее поставлен вопрос, тем правдивее ответ.

Менеджер по персоналу группы компаний "Ландия" Татьяна Добровольская говорит, что именно системность вопросов помогает ей проверить логику мышления кандидатов: "Как вы считаете, какой вопрос будет следующим? ". "Таким образом я выясняю, как человек владеет ситуацией, - рассказывает она. - Думает ли он над тем, что отвечает, или делает это просто на автомате".

Не менее важно и то, как именно задавать эти вопросы. Директор по персоналу ИКФ "Альт" Татьяна Андреева говорит, что вывести собеседника на чистую воду ей помогают уточняющие вопросы. "Проще говоря, я беру измором", - смеется она. Согласно ее методике нужно постоянно задавать вопросы "зачем? " и "почему? ".

Директор по персоналу компании "Мир" Лариса Карюгина, чтобы вызвать на искренность слишком "подготовленного" кандидата, использует методику перекрестного опроса, приглашая на собеседование коллегу. "Сначала я задаю несколько вопросов, потом мой коллега задает почти такие же вопросы, потом снова я, - рассказывает она. - Если человек говорит неправду, то он, естественно, начинает сбиваться, и это заставляет его говорить правду".

В компании IBS, по словам директора по персоналу Екатерины Прохоровой, разработана методика интервью по компетенциям. Она основывается на другой методике - STAR (Situation Target Action Result). Суть ее в том, что кандидату задают только ситуационные вопросы. Например, не спрашивают о наличии лидерских качеств, а просят привести пример из его прошлого опыта, когда он был инициатором какого-то проекта, или рассказать о своем поведении в конфликтной ситуации. Кандидат должен рассказать о самой ситуации (situation) , описать то, где он видел выход из этой ситуации (target) , что он сделал (action) и что получилось (result). "Это позволяет прогнозировать то, как человек поступит в аналогичной ситуации в дальнейшем", - говорит Прохорова.

Для проверки каждого качества интервьюер просит кандидата вспомнить две-три такие ситуации. "Человек будет вынужден говорить правду, потому что вызубрить столько ситуаций на каждое качество нельзя, - рассказывает Прохорова. - К тому же ситуационные ответы дают нам намного больше информации о самом человеке". Общие вопросы задают только в начале собеседования, для того чтобы снять стресс у человека.

Однако надо понимать, что все каверзные вопросы и хитрые методики рано или поздно становятся широко известными. Надо постоянно думать над чем-то новым.

Генеральный директор компании "ММ-класс" Марина Мелия говорит, что самая хитрая методика - это сесть после интервью, подумать о кандидате и довериться своей интуиции. "Так тоже можно понять, правильный ли это человек", - говорит она.

ПАМЯТКА ПРАВДЫ: Эти техники помогут уйти от дежурных ответов.

Доверительное отношение. Теплая атмосфера во время интервью сильно повысит его эффективность. "Человек даст стандартные ответы, если с ним не установлен контакт", - говорит генеральный директор "ММ-класс" Марина Мелия.

Длинное интервью (2 - 3 часа). Человек обязательно начнет говорить правду - он не сможет так долго держать оборону. "Образно говоря, человек не сможет все время стоять на цыпочках", - поясняет Марина Мелия.

Несколько интервьюеров. Один человек может не заметить каких-то важных вещей. "Тем более что у него может быть субъективное мнение о кандидате, у двоих такое произойти не может", - говорит консультант "ЭКОПСИ Консалтинг" Лев Кириллов.

Умение держать паузу. Точно так же, как при выборе недвижимости есть три основных фактора: место, место и место, в интервью главное - слушать, слушать и слушать. "Когда уже кажется, что человек все сказал, нужно не бояться паузы, - говорит Мелия. - Как показывает практика, самые интересные сведения человек скажет после этого непродолжительного молчания".

Повторять вопросы, но другими словами. Опытный интервьюер, по словам Кириллова, перепроверяет ответы при помощи других вопросов. Допустим, во время интервью задают такие вопросы: "Какое место в вашей жизни занимает работа? ", "Как вы отдыхаете? ", "Как вы видите итог вашей жизни? ". Вопросы разные, но помогают узнать ответ на один главный. Человек, который видит себя в конце жизни на пляже в Майами, лукавит, если говорит, что работа в его жизни занимает основное место.

Эмоциональный контроль. Мелия говорит, что всегда надо смотреть, каким образом кандидат отвечает на вопрос: когда его лицо преображается, когда он нервничает.

Подтверждение предоставляемых данных. "Надо записать все, что говорит человек, и спросить, кто сможет это подтвердить", - говорит Кириллов. Если человек начинает отказываться, говорить, что он не хотел бы отвлекать людей от работы, то это может быть сигналом к тому, что он темнит.