Авто-стоп


Фильм "Бумер" дарит достаточно редкое, но при этом хорошо знакомое ощущение волнообразной победы - типа вот пришел Буслов и убрал всех. В самом деле, в связи с "Бумером" нежный "Апрель", смешной "Антикиллер" и прочие стрелковые шашни немедленно переходят в раздел ретро.

Их в "Бумере" четверо - по числу колес. Кот, Рама, Килла и Ошпаренный, молодые рукастые душегубы среднего ранга, влипают в нехорошую историю: придурок Килла в пылу нечаянной разборки застрелил гэбиста, внедренного в преступную группировку. В результате герои на краденой BMW седьмой модели ударяют жутковатым и непрошеным автопробегом по окрестному бездорожью и разгильдяйству. С отвертками в боку, ссадинами на скулах и бабушкиным молоком на губах бойцы, матерясь, мчатся на "бумере" навстречу вполне предсказуемой гибели, и их великолепная "семерка" прямо по ходу превращается в катафалк.

Стоящий за этим фильмом Сергей Сельянов, как ни посмотри, остается самым чутким кинопродюсером нашего времени, ибо "Бумер" есть первое настоящее и живое приключенческое кино со времен второго "Брата". "Брат-два" при небрежной огласовке звучал как "братва" - так что вполне логично было снять в продолжение темы кино о тех неприятных пройдохах, что в саге про Данилу Багрова глумливо цедили: "Салтыкова клевая".

Этот фильм удивительно лих и свеж - такое ощущение, что на съемках режиссер-дебютант Петр Буслов кричал не "мотор! ", а, допустим, "понеслась! ". Тарантиновский дичок (все эти полисмены в капканах и словесное упоение огневой мощью) оказался привит Бусловым на русскую почву с потрясающей сноровкой. (Хваленый саундтрек, кстати, едва ли не самое слабое место картины - за исключением блестящей шнуровской темы для мобильного телефона он более или менее случаен и заменим. ) "Бумер", конечно, поразительно точен и правдоподобен - таких тщательных ударов по лицу в современном российском кино еще, кажется, не бывало, а звук выстрелов документально сух и довольно страшен. Но дело тут даже не в ловкой имитации всей этой криминальной этнографии. Дело в том, что Буслов самыми элементарными средствами добивается той искренности на мокром месте, за которую можно простить и полюбить даже таких сомнительных персонажей, каковы герои "Бумера" (мерзкие, в сущности, типы). Буслов уловил главное. Он показал, что разбойнику не обязательно быть благородным - ему нужно просто быть. Быть, а не казаться. Буслов снял кино о жизни, взятой по модулю, без плюсов и минусов. А когда снимаются моральные оппозиции, остается только один ценностный принцип - жизнь или смерть. Все великие фильмы про бандитов - от "Крестного отца" и "Белой горячки" до "Бешеных псов" и происков Такеши Китано - твердили исключительно о тотальном крахе, о переходе из состояния "живой" в состояние "мертвый". Об этом же снимает и Буслов. И корни такого подхода уже не в Тарантино, а значительно глубже. Нелепый, под стать героям "Бумера", убийца Мишель Пуакар из годаровского "На последнем дыхании" незадолго до смерти говорил об этой спокойной обреченности примерно так: "Предатели предают, бандиты убивают, шлюхи отдаются". Иначе говоря, жизнь продолжается. Салтыкова - клевая.