ЧТО ДЕЛАТЬ? : Три пути
У людей, мыслящих экономически, как правило, нет недостатка в негативных мнениях по поводу политики государства. Позитивных идей гораздо меньше. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин выступил недавно с идеей "структурного маневра" - долгосрочной политики, призванной исправить перекосы российской экономики и сделать будущий рост устойчивым. Нынешний текст заключает серию из трех статей. Первые две см. в NN от 23 и 30 июля 2003 г.
Рост конкурентоспособности для России - поистине национальная задача, поскольку она требует серьезных изменений в институтах, ценностях, культуре огромного количества людей. Исторически Россия продавала в основном сырье и оружие, а изделия мирного назначения закупала. Между высокими темпами роста и повышением конкурентоспособности есть конфликт. Конкурентоспособность, обеспечивая будущие возможности, требует усилий и ресурсов, отвлечение которых замедляет сегодняшний рост.
После короткого периода оживления, наступившего вслед за кризисом 1998 г. , рост экономики все больше зависел от уровня цен на нефть и притока в страну высоких экспортных доходов. При этом темпы модернизации снижались. Ниже мы попытались рассчитать, как будет расти экономика при реализации трех разных вариантов экономической политики.
Инерционный сценарий.
Этот сценарий можно рассматривать как базовый и наиболее вероятный. Просто потому, что он не требует никаких активных действий и сам собой складывается, если не задевать ничьих интересов и держаться поближе к общественному согласию.
Сохраняется сложившаяся структура экономики. Сохраняется нерыночный сектор, ресурсы концентрируются в экспортном секторе, а "внутренние" производства испытывают недостаток средств для модернизации. Финансовые рынки развиваются темпами, примерно равными всей экономике, и неспособны трансформировать сбережения в инвестиции.
В результате возможности модернизации будут лимитированы ростом экспортного сектора, который будет зависеть от мирового спроса на топливо, сырье и металлы. Темпы роста мировой экономики в ближайшие 20 - 30 лет вряд ли будут превышать 3 - 3,5% в год. Спрос на российский экспорт будет расти заметно медленнее вследствие ресурсосбережения и структурных сдвигов в пользу нересурсоемких отраслей, т. е. в лучшем случае на 2,5 - 3% в год.
В благоприятном варианте высокие доходы от экспорта будут идти большей частью на приобретение импорта. До 60 - 70% прироста внутреннего спроса будет удовлетворяться импортом. Стимулирующее влияние доходов от экспорта на рост экономики будет минимальным. Отсюда большие различия между благоприятным и неблагоприятным вариантами прогноза (см. таблицу по адресу www.vedomosti.ru). Но оба не позволяют решать национальные задачи. Благоприятный - из-за укрепления рубля, которое начнет оказывать угнетающее влияние на развитие "внутреннего" сектора. Неблагоприятный - из-за периодических девальваций и неизбежных вспышек инфляции. Реализация этого сценария означает дальнейшее усиление неравенства и формирование накоплений в коммерческой сфере за счет населения.
Сценарий ускоренного роста.
Этот сценарий - не копия реально проводимой политики, а некая логичная схема. Реальная политика носит более популистский характер.
В рамках этого сценария осуществляются административная, судебная, военная, пенсионная реформы, дебюрократизация экономики. В совокупности это сделает экономику более свободной и открытой, а государство - более эффективным. Снижается общее налоговое бремя при повышении уровня изъятия ренты из экспортного сектора. Накопления перераспределяются из первого во второй сектор. Государство сдерживает рост цен на продукты естественных монополий, и они выходят на равновесный уровень только к 2010 г. Выгоды от повышения цен распределяются между "Газпромом", потребляющими газ отраслями и бюджетом.
Сохраняются заниженные тарифы на электроэнергию; превышение промышленных тарифов над тарифами для населения сократится, но не будет устранено. То есть либерализации цен на электроэнергию не будет или она будет частичной. Рост оплаты труда сдерживается, чтобы не допустить увеличения издержек и увеличить накопления компаний. Для этого достаточно, чтобы рост зарплаты в бюджетной сфере в реальном выражении не превышал 4 - 5% в год. Нерыночный сектор сохраняется в современных масштабах практически до 2008 - 2010 гг.
Темп роста ВВП здесь существенно выше и при благоприятном, и при неблагоприятном вариантах, но в 2008 - 2010 гг. темпы начинают снижаться. Если не будет усиления конкуренции, серьезного повышения цен на топливо, энергию и зарплаты, эффективность инвестиций во втором секторе останется невысокой, что и приведет к замедлению роста.
Структурный маневр.
Наряду с институциональными реформами этот сценарий предусматривает осуществление описанного выше комплекса мер. Его основная посылка - структурные реформы важнее достижения максимальных темпов роста в среднесрочной перспективе. Их затягивание будет ослаблять создание действенных стимулов повышения эффективности и конкурентоспособности, приведет к снижению темпов роста.
С 2004 до 2007 предлагается реформировать РАО ЕЭС и "Газпром", а также ЖКХ с либерализацией или повышением цен на газ и электроэнергию, с изъятием большей части реализованной природной ренты и ее использованием на компенсацию населению роста расходов на услуги ЖКХ. Предполагается, что после 2007 г. цены на газ и электроэнергию либерализуются и далее расти не будут. Маневр надо осуществить до 2007 г. , так как потом начнется новый избирательный цикл. Все это время будет продолжаться упадок в нерыночном секторе.
На определенном отрезке времени темпы роста надо разменять на структурные изменения. Если их откладывать, рано или поздно это приведет к падению темпов и иным негативным последствиям. С 2008 г. динамика всех основных показателей по этому сценарию улучшается и превосходит соответствующие показатели второго сценария. К этому времени снимаются социальные препятствия для реализации реформ в газовом секторе, электроэнергетике и ЖКХ, снижается дифференциация населения по доходам социальная обстановка смягчается, повышается доверие к государству.
Структурные реформы на данном этапе важнее повышения темпов роста. Важнее с точки зрения решения стратегических целей страны. Нельзя задерживать реформы, даже если они сдерживают темпы роста, нельзя осуществлять меры, способствующие росту в краткосрочной перспективе, если они останавливают структурные реформы или обращают их вспять.
Автор - научный руководитель Высшей школы экономики, президент фонда "Либеральная миссия"