Смена курса


Обычно, прежде чем начать свое дело, человек долго вынашивает идею. Понятно, как ревностно он относится к любым попыткам эту идею изменить. Однако у такой верности есть свои плюсы и минусы. Иногда, чтобы выжить, бизнесу нужно существенно измениться.

Ирина Головань, директор частного отеля "Петрович" (г. Геленджик Краснодарского края) , замышляя свой бизнес, хотела создать максимально доступный, дешевый отель для отдыхающих. Первоначально ее хозяйство состояло из одноэтажных домиков с уличным душем. Однако вскоре постояльцы начали спрашивать, почему душ на улице. "Поскольку я не знала, что ответить, я решила сделать душ внутри - в каждой комнате", - рассказывает она. Позднее в отеле появились также кафе, сдвоенные номера, кондиционеры, утренние завтраки, факс. "Потом приехал один иностранец и говорит, ну, я от вас балдею: телефон есть, факс есть, а Интернета нет, - рассказывает директор. - Что я могу сказать - мы провели и Интернет". Недавно в некоторые номера поставили джакузи. В итоге идея "дешевое и аскетичное жилье для отдыхающих" трансформировалась в "отель де люкс". По словам директора, такое изменение пошло только на пользу ее бизнесу.

Гендиректор компании "Корса АС" Александр Ермошин начинал с того, что вместе с другом производил деревянные сувениры и полочки с набором бочонков для специй. Дела шли ни шатко ни валко, надо было что-то менять. Ермошин попробовал переделать полочки под банные принадлежности - продажи пошли намного живее, и постепенно фирма переориентировалась на выпуск аксессуаров для бани. Бывший партнер Ермошина, который остался верен первоначальной идее и продолжал сувенирный бизнес, вскоре потерпел фиаско.

Бизнес должен постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям, говорит директор лаборатории "Инвитро" Александр Островский. "Западные предприниматели чаще, чем наши, корректируют свои идеи", - добавляет Андрей Конанчук, владелец "Крошки-картошки". Там давление на бизнес требовательных клиентов гораздо выше, чем у нас, добавляет он. Кроме того, западные предприниматели "обрастают" консультантами, которые влияют на бизнес. Тем не менее Островский считает, что частая коррекция идеи делает бизнес менее управляемым и всегда нужны серьезные причины для перемен. Гендиректор "Супонинского хлеба" Анжела Супонина рассказала, что недавно ей предлагали заняться кондитерскими изделиями, но она отказалась. "Это не мое - мне нравится печь хлеб", - пояснила она.

Когда дело становится успешным, предприниматель сразу обрастает советчиками: менеджеры, заместители, друзья, члены семьи, наконец - все стремятся внести свою лепту. "Это хорошо - все эти люди видят бизнес со своей стороны", - говорит владелец сети салонов загара "Сан и сити" Антон Винер. Прислушиваться надо ко всем, но главное - критически относиться к тому, что предлагают, и не внедрять все сразу в дело. "Тут тоже нужна предпринимательская интуиция, которая и подскажет, что из того, что тебе советуют, достойно, а что - нет", - говорит он.

Изначально он задумал свой бизнес как сеть соляриев, однако очень скоро понял, что клиентам нужны дополнительные услуги. Пришлось скорректировать концепцию. Теперь в его салонах можно не только позагорать, но и сделать массаж, выпить чашечку кофе.

Гендиректор агентства Magram MR Марина Малыхина говорит, что ей часто приходится подсказывать клиентам, как изменить свои бизнес-идеи. "Мы занимаемся тем, что подкрепляем или опровергаем те идеи, которые предлагают нам на проверку", - говорит Малыхина. Она, как и большинство экспертов, убеждена, что не стоит слишком сильно держаться за начальную идею и ревностно оборонять ее. "Главное во всех этих изменениях - удовлетворение потребностей клиентов, - говорит Ирина Головань, - а разве не это основная идея любого бизнеса? ".

ОНИ ИЗМЕНИЛИ ИДЕЮ:

Компания Nokia в 1865 г. была производителем бумаги.

Основатель компании Sony начинал с производства рисоварок.

Hewlett-Packard в 1939 г. выпускала оборудование для лабораторий - осцилляторы, вольтметры и волновые анализаторы.

Компания Coca-Cola первоначально поставляла свой продукт в аптеки в виде сиропа - "лекарства от всех болезней".