МИФЫ ЭКОНОМИКИ: Справедливые аукционы


Политические идеи, которые звучат в разговорах за чашкой чая или в программах партий, часто основаны на мифах об экономике. Данная серия статей призвана развеять такие мифы. Сегодняшняя тема - экономическое прогнозирование.

Еще с античных времен известно, что лучшим способом получить максимум доходов от продажи имущества является аукцион. В древнем Риме с аукциона продавались не только товары и люди, но и сама Римская империя. Например, 28 марта 193 г. солдаты преторианской гвардии, убившие императора Пертинакса, продали Дидию Юлиану Рим и империю с аукциона за 25 000 сестерциев (пять годовых окладов) в расчете на каждого из 10 000 гвардейцев. В современном мире с аукциона продают не только предметы искусства и недвижимое имущество, но и радиочастоты, облигации и электричество. С появлением интернет-аукционов предметами аукционных торгов стали и личные вещи.

В то же время в России популярность аукционов стремительно падает. Даже инициатор использования аукционов для распределения квот на вылов рыбы - Минэкономразвития согласно отказаться от этой идеи. Результаты аукциона по продаже компании "Славнефть" оказались гораздо хуже ожидаемых. Означает ли это, что об аукционах в России стоит забыть? Отнюдь нет. Во-первых, аукционы в России работают не так плохо, как принято считать; например, рыбные аукционы принесли в бюджет сотни миллионов долларов, больше, чем ожидали даже их разработчики. Во-вторых, изменив формат аукционов, можно существенно улучшить их результаты.

Аукцион аукциону рознь.

Выбор конкретного формата аукциона особенно важен, когда высока опасность сговора между участниками аукциона и ограничения конкуренции. Например, сговор существенно снижает доходы от продажи товара на английском аукционе (он же - открытый восходящий аукцион, описанный в романе "Двенадцать стульев"). Действительно, победитель английского аукциона платит цену, на которой остановился проигравший, поэтому в интересах победителя подкупить проигравшего в обмен на обещание отказаться от повышения ставок. При этом у более слабого игрока нет стимулов нарушать предварительную договоренность: товар все равно достанется сильному участнику, пусть и по более высокой цене. Отсутствие агрессивной торговли на английском аукционе имело место как на аукционе по "Славнефти", так и на рыбных аукционах, когда большинство лотов продавалось практически по стартовой цене (участники рыбных аукционов договаривались о низких ставках прямо в зале).

Впрочем, сговор возникает и в развитых странах, причем участникам необязательно находиться в одной комнате. В 1996 г. на аукционе по распределению радиочастотного спектра в США участники посылали друг другу предложения о сговоре и разделе рынка, шифруя их при помощи последних цифр в своих ставках. Например, ставка $313,378 означала не то, что борьба идет за каждый доллар (большинство ставок все же заканчивались тремя нулями) , а то, что участник предлагал конкурентам оставить ему лицензию номер 378 в обмен на другую. Хотя смысл таких сигналов был очевиден как участникам аукциона, так и властям, доказать наличие сговора было невозможно.

В то же время существует и другой формат аукциона, который предотвращает сговор и резко повышает доходы продавца. Это аукцион с закрытыми конвертами, при котором участники делают ставки один раз, одновременно и независимо друг от друга. Известный пример - аукцион по продаже акций "Связьинвеста" в 1997 г. , который принес в бюджет $1,875 млрд при стартовой цене $1,18 млрд. Конечно, если участники абсолютно доверяют друг другу, то опасность сговора по-прежнему остается, однако такое доверие редко наблюдается на практике (участники, как правило, являются конкурентами на рынке). Например, при проведении аукциона по "Славнефти" даже уверенные в победе своего совместного предприятия ТНК и "Сибнефть" все-таки подали и индивидуальные заявки на участие (по-видимому, они не исключали возможности нарушения партнером предварительных договоренностей).

Другое важное преимущество аукциона закрытых конвертов - поощрение конкуренции за счет участия в аукционе даже тех покупателей, вероятность победы которых относительно невелика. Слабые покупатели знают, что на открытом аукционе их ставки будут перебиты, но в закрытом аукционе они располагают нетривиальным шансами на победу (в случае, если сильный покупатель попробует выиграть аукцион по заниженной цене). Слабые конкуренты добиваются успеха крайне редко (это произошло, впрочем, на аукционе лицензий мобильной связи третьего поколения в Дании) , но само их участие заставляет сильных покупателей платить справедливую цену. Именно поэтому даже уверенные в своей победе покупатели делают все (в том числе и используя административный ресурс) , чтобы ограничить круг возможных участников.

Теория аукционов всесильна, потому что верна Идея предотвращения сговора и поощрения конкуренции и обусловила выбор формата аукциона для продажи лицензий мобильной связи третьего поколения в Великобритании в 2000 г. В подготовке аукциона принимали участие ведущие специалисты в области теории аукционов, в том числе и оксфордский экономист Пол Клемперер. Клемперер и предложил формат аукциона, который принес рекордные доходы - 39 млрд евро, или 650 евро на душу населения. В тех же странах, где не удалось создать реальную конкуренцию, результаты были гораздо хуже: 240 евро на душу населения в Италии, 170 - в Голландии и 20 - в Швейцарии (в 50 раз меньше, чем ожидало швейцарское правительство! ). Аукционы мобильной связи доказали, что теория аукционов наконец достигла определенной зрелости. Экономисты не только предложили оптимальный формат аукционов в каждом конкретном случае, но и правильно предсказали как успехи, так и провалы аукционов 2000 - 2001 гг. Исход аукциона по продаже "Славнефти" был предсказан российским экономистом Константином Сониным.

Сколько стоят права собственности.

Низкая популярность аукционов связана и с тем, что они не нужны ни покупателям (которые вынуждены платить больше) , ни чиновникам (которые вынуждены следовать четким правилам игры и теряют возможность распоряжаться распределением товара). Единственная заинтересованная сторона - это бюджет и бюджетники, которым аукцион приносит справедливую цену за приватизируемое имущество, будь то промышленные активы, лицензии или концессии. К сожалению, интересы этих слоев населения плохо представлены при выработке экономической политики. Однако приобретение госимущества по заниженным ценам таит в себе существенную опасность и для покупателей. Если население считает сделку несправедливой, то права собственности останутся под вопросом. У власти или у конкурентов возникнет соблазн отобрать собственность (законными или незаконными методами) , опираясь на поддержку большинства.

Эти вопросы представляют интерес не только для историков или сотрудников следственных органов. В ближайшие годы будет приватизирована существенная часть активов естественных монополий. Кроме того, в соответствии с вновь принятым законом "О связи" на аукционной или конкурсной основе будут распределены лицензии на осуществление телекоммуникационных услуг нового поколения. Для того чтобы сделать предстоящую волну приватизации более успешной, чем предыдущая, и обеспечить политическую поддержку прав собственности, необходимо использовать прозрачные правила игры, противодействующие сговору и приносящие государству справедливую цену за активы. Со времен древнего Рима лучшего способа, чем аукционы, пока не придумано.

При проведении аукциона важно не только то, сколько денег получает продавец, но и то, кому именно достается товар или лицензия. О том, как добиться продажи имущества самому эффективному собственнику, о роли финансовых ограничений и печальной судьбе императора Юлиана - в следующей статье.

Автор - проректор Российской экономической школы