"Дела ЮКОСа" размножаются


А сама Генпрокуратура в пятницу объявила, что не намерена в ближайшее время проводить никаких активных следственных действий, в том числе допросов и обысков, в рамках уголовного дела, возбужденного по заявлению предпринимателя Андрея Андреева, лишившегося Автобанка, "НОСТА" и "Ингосстраха".

Генпрокуратура продолжает возбуждать уголовные дела, с точки зрения прокуроров, "так или иначе" связанные с НК "ЮКОС". По состоянию на пятницу их было уже семь. Лишь два из них носят экономический характер, а остальные - откровенно криминальные эпизоды многолетней давности. В "ЮКОСе" говорят, что уголовные дела об убийствах и покушениях на убийства объединяет то, что ни "ЮКОС", ни его сотрудники в них не фигурируют.

Запрос Дайхеса сработал.

Проблемы "ЮКОСа" с Генпрокуратурой получили огласку после ареста гендиректора группы МЕНАТЕП и совладельца "ЮКОСа" Платона Лебедева по подозрению в хищении путем мошенничества 20% акций ОАО "Апатит" в 1994 г. А в пятницу источник в управлении информации Генпрокуратуры сообщил "Ведомостям" еще об одном уголовном деле экономического характера. Оно возбуждено по результатам проверки обращения депутата Госдумы от КПРФ Николая Дайхеса, который обратил внимание Владимира Устинова на факты уплаты в 1999 г. налогов в бюджет ЗАТО Лесной Свердловской области простыми векселями "ЮКОСа". По мнению Генпрокуратуры, эта схема противоречит законодательству, поскольку уплата налогов должна производиться денежными средствами, а часть соглашений, по которым эти векселя принимались к оплате, подписана Платоном Лебедевым (в каком качестве, прокуратура не уточняет). Налоги векселями "ЮКОСа" платили зарегистрированные в ЗАТО фирмы, среди которых, как сказала "Ведомостям" замглавы администрации ЗАТО по экономике Любовь Мясникова, не было фирм, учрежденных "ЮКОСом". Погасив векселя, администрация ЗАТО приобрела свыше сотни бензоколонок, которые принесли за 2000 - 2002 гг. в бюджет ЗАТО 1 млрд руб. дохода, говорит Мясникова.

Три покушения.

Остальные пять дел, упомянутых Генпрокуратурой, возбуждены по фактам убийств и покушений на убийства. Это уже известное дело начальника отдела службы безопасности "ЮКОСа" Алексея Пичугина, который подозревается в организации покушения на убийство в 1998 г. сотрудницы мэрии Москвы и бывшей сотрудницы КБ "Менатеп" Ольги Костиной и заказного убийства в 2002 г. супругов Гориных, тела которых не найдены. Также Генпрокуратура недавно забрала к себе из следственного комитета МВД дело о покушениях на убийство директора австрийской компании East Petroleum Евгения Рыбина в 1998 - 1999 гг. Сам Рыбин неоднократно заявлял, что в его гибели был заинтересован "ЮКОС", однако в 2001 г. президиум Верховного суда указал в определении, что это утверждение "не нашло подтверждения на предварительном следствии и в судебном заседании". Уже много лет Рыбин пытается взыскать с "Томскнефти" долги на общую сумму $180 млн. После того как в начале 1998 г. "Томскнефть" в составе Восточной нефтяной компании (ВНК) перешла под контроль "ЮКОСа", проведенная КРУ "ЮКОСа" и аудиторами проверка компании выявила схему хищений средств "Томскнефти" через связанные с Рыбиным фирмы и сотрудничество с этими фирмами было прекращено. Попытки предпринимателя отсудить деньги у "Томскнефти" в международных судах до сих пор не дали результата, говорят в "ЮКОСе".

И три убийства.

С "Томскнефтью" связано и еще одно уголовное дело, которым заинтересовалась Генпрокуратура. Как сообщил "Ведомостям" в пятницу источник в управлении информации Генпрокуратуры, она забрала к себе приостановленное в Томском УВД дело об убийстве в 1998 г. Александра Берлянда, гендиректора учрежденной ВНК и "Томскнефтью" фирмы "Томск-Норд-Вест". Как следует из имеющейся у "Ведомостей" копии справки ГУВД г. Москвы по этому уголовному делу, после ревизии в 1998 г. "ЮКОС" потребовал от фирмы Берлянда уплатить "Томскнефти" деньги за проданные в 1997 г. через "Томск-Норд-Вест" 130 000 т нефти. Берлянд ссылался на то, что с ним не рассчитались покупатели нефти, и под давлением "ЮКОСа" написал об этом заявление в правоохранительные органы. По его заявлению в октябре 1998 г. прокуратура ЦАО г. Москвы возбудила уголовное дело о хищении в особо крупных размерах, и в этом же месяце Берлянд был убит.

Из пятничного заявления Генпрокуратуры следует, что она забрала к себе еще два старых уголовных дела, которые расследовались в УВД Ханты-Мансийского округа и были приостановлены. Это дела об убийствах в 1998 г. мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и гендиректора нефтеюганской строительной компании "Монолит" Николая Филиппова.

У Владимира Петухова, ставшего мэром Нефтеюганска в 1996 г. , в мае-июне 1998 г. начался острый конфликт с "ЮКОСом". Петухов обвинил его в неуплате налогов, из-за чего, по его словам, не выплачивались зарплаты бюджетникам города. На что предправления "ЮКОСа" Михаил Ходорковский заявил, что "Юганскнефтегаз" заплатил в бюджет 120 млн руб. , просто мэр их не туда потратил. В начале июня губернатор ХМАО Александр Филиппенко ввел в городе чрезвычайное положение и создал бюджетный комитет, а через неделю Петухов объявил голодовку. Он, в частности, требовал отменить результаты аукционов по продаже "ЮКОСа" банку "Менатеп", уволить руководителей налоговых инспекций города и округа, возбудить уголовные дела по факту неуплаты налогов "ЮКОСом" и т. д. Через семь дней после беседы с Тюменским губернатором Леонидом Рокецким Петухов голодовку прекратил, а еще через четыре дня, 26 июня, он был убит по дороге на работу.

Найти подробную информацию об убийстве Николая Филиппова, которым заинтересовалась Генпрокуратура, "Ведомостям" не удалось.

"ЮКОС" требует сатисфакции.

В Генпрокуратуре не сообщили, какое отношение вышеперечисленные уголовные дела имеют к компании "ЮКОС". Однако источник в правоохранительных органах пояснил "Ведомостям", что у всех убитых были имущественные конфликты с некими структурами "ЮКОСа", что является одной из версий возможных мотивов этих преступлений.

В нефтяной компании придерживаются прямо противоположной точки зрения. "Упоминаемые представителями Генпрокуратуры уголовные дела об убийствах и покушениях на убийства объединяет то, что ни "ЮКОС", ни его сотрудники не являются в них фигурантами", - сказал "Ведомостям" руководитель пресс-службы "ЮКОСа" Александр Шадрин.

В ответ на сообщение прокуратуры о семи связанных с "ЮКОСом" уголовных делах компания выпустила в пятницу резкое заявление. "Не имея доказательств, уличающих НК "ЮКОС" в каких-либо экономических нарушениях, Генеральная прокуратура пытается спасти честь мундира, нанеся максимальный ущерб репутации компании. Именно этим циничным расчетом продиктована попытка связать с НК "ЮКОС" совершенные несколько лет назад уголовные преступления против указанных в заявлении Генеральной прокуратуры лиц", - говорится в нем. Компания выразила уверенность, что скоро "соответствующую правовую оценку" получат и действия самих прокуроров.

ВЕСТИ С ФРОНТА.

Басманный суд Москвы в пятницу признал законными обыски, проводившиеся Генпрокуратурой у сотрудника службы безопасности "ЮКОСа" Алексея Пичугина.