На финишной прямой


Банки J.P. Morgan Chase и Citigroup близки к тому, чтобы заключить внесудебное соглашение с регулирующими органами, расследующими их сделки с энергетической компанией Enron. Банки обвиняются в организации для Enron сделок, которые помогали ей подтасовывать финансовые показатели. Чтобы отвести от себя самую страшную угрозу - предъявление уголовного обвинения, - J.P. Morgan Chase может заплатить до $175 млн.

Расследованием роли J.P. Morgan Chase и Citigroup в финансировании Enron занимаются прокурор округа Манхэттен Роберт Моргентау и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC). По словам источников, знакомых с ходом переговоров между J.P. Morgan Chase и регуляторами, соглашение с прокурором скорее всего не будет включать предъявление банку уголовного обвинения; чтобы закрыть дело, J.P. Morgan Chase может заплатить около $25 млн. Подобный исход принес бы большое облегчение и инвесторам, и сотрудникам самого банка: если бы против него было выдвинуто уголовное обвинение, он не смог бы действовать как доверенное лицо своих клиентов, что необходимо для банковских, брокерских и многих других операций.

По соглашению с SEC, которая расследует те же сделки, что и Моргентау, J.P. Morgan Chase придется заплатить гораздо больше - от $100 млн до $150 млн. Впрочем, в ходе переговоров условия соглашения могут и измениться.

Вскоре после того, как Enron объявила о банкротстве в декабре 2001 г. , стало известно, что J.P. Morgan Chase финансировал ее с помощью ряда сомнительных сделок. В частности, в 1998 - 2000 гг. банк перечислял средства офшорной компании Mahonia, которая производила Enron предоплату за будущие поставки нефти и газа. Но сырье, которое Enron затем поставляла Mahonia, энергокомпания покупала у структур, подконтрольных Mahonia. J.P. Morgan Chase застраховал эти сделки в 11 компаниях на общую сумму $965 млн. Но после банкротства Enron страховщики отказались платить, заявив, что эта схема являлась не чем иным, как скрытым кредитом банка энергокомпании. Обязательства Enron по поставкам нефти и газа отражались в отчетности как торговые, а не как долговые, что позволяло скрывать истинный объем ее долгов. Сделки также увеличивали приток наличности в Enron. Страховщики посчитали схему мошеннической, а себя обманутыми, и подали на банк в суд. В январе 2003 г. стороны достигли внесудебного соглашения по этому делу: банк получил от страховщиков 60% от суммы возмещения.

В 2002 г. подкомитет Сената по специальным расследованиям проводил слушания по подобным сделкам J.P. Morgan Chase, Citigroup, а также Merrill Lynch с Enron. Но расследование Моргентау оказалось для банка самым неприятным. Руководители J.P. Morgan Chase опасались, что прокурор может предъявить ряду сотрудников уголовные обвинения и попытается применить действующий в штате Нью-Йорк закон, по которому можно возложить ответственность за введение инвесторов в заблуждение, не доказывая, что у ответчика было такое намерение. По словам источника, участвующего в переговорах J.P. Morgan Chase с Моргентау, прокурор отказался от вынесения уголовных обвинений, чтобы не нанести непоправимый урон банку, его сотрудникам и инвесторам.

Citigroup, похоже, тоже не грозят уголовные обвинения, говорит источник, осведомленный о ходе переговоров этого банка с регуляторами, - как и в случае с Merrill Lynch, который заключил внесудебное соглашение в марте. Merrill Lynch заплатил $80 млн, не отрицая и не признавая своей вины. Как заявил финансовый директор Citigroup Тодд Томсон, крупнейшая финансовая компания США надеется достичь соглашения с SEC и прокурором Моргентау в этом квартале.

Банки уже отложили деньги на возможные выплаты по делу Enron. J.P. Morgan Chase в январе выделил $600 млн на выплаты регуляторам и инвесторам, подавшим иски против банка. А Citigroup в IV квартале 2002 г. отнес на расходы $1,3 млрд: часть средств пойдет на выплаты, "связанные с расследованием регуляторов и частными судебными спорами по делу Enron" (а $400 млн Citigroup заплатит по делу о конфликте интересов между аналитическим и инвестбанковским подразделениями). (WSJ, FT, 15. 07. 2003, Михаил Оверченко)