Wal-Mart осваивает Китай


ПЕКИН - В минувшую пятницу американская корпорация Wal-Mart Stores открыла свой первый супермаркет в Пекине, который стал 28-м магазином Wal-Mart в Китае. Подобно другим западным ритейлорам крупнейшая в мире компания розничной торговли пытается расширить свое присутствие на китайском рынке, однако специалисты полагают, что для этого ей недостает гибкости.

Магазин под названием Sam's Club занимает площадь 18 000 кв. м и расположен в 40 минутах езды от центра китайской столицы. Это двухэтажное здание с автомобильной парковкой на 1300 мест, неподалеку от крупной автомагистрали. Магазин работает по клубной системе: за возможность затовариваться в нем покупатели должны платить по $18 в год. "Нам придется многому научиться, - говорит Том Маклафлин, вице-президент по маркетингу и мерчандайзингу компании Wal-Mart China. - Однако люди любят экономить, любят чувствовать себя особенными. Именно поэтому идея такого "клубного членства" может оказаться успешной".

К концу нынешнего года Wal-Mart планирует открыть в Китае еще семь магазинов, доведя, таким образом, общее число своих точек до 35. В отличие от Америки, в Китае компания ориентируется главным образом на состоятельных покупателей - людей с высшим образованием, высокими доходами, у многих из которых есть собственные машина и квартира. Второй супермаркет Wal-Mart, который откроется в Пекине в конце 2004 - начале 2005 г. , будет называться Wal-Mart Supercenter. Он будет располагаться ближе к центру столицы.

Если пройтись по только что открытому супермаркету, видно, что многое здесь рассчитано на вкусы китайских потребителей. Например, огромная секция свежих продуктов - сегодня в китайских супермаркетах такие отделы считаются очень модными.

В прошлом году корпорация закупила у китайских производителей разного сырья на $1,2 млрд - чтобы затем изготавливать и продавать ряд товаров только в своих китайских супермаркетах.

И тем не менее завоевать расположение китайских потребителей может оказаться совсем не просто. Несмотря на то что в Китае супермаркеты Wal-Mart привлекают едва ли не наибольшее в мире число покупателей, деньги они тратят пока довольно экономно. В типичном супермаркете Wal-Mart в Китае число совершенных покупок в четыре раза превышает тот же показатель американского супермаркета этой корпорации. Тем не менее, по словам Маклафлина, средняя сумма покупки, как правило, меньше, чем в США.

Помешать росту Wal-Mart в Китае может и жесткая корпоративная культура этой компании. На китайском рынке Wal-Mart пытается угнаться за французской Carrefour, которая сейчас стремительно расширяет здесь свою долю рынка и открыла уже 39 магазинов в 20 городах. По итогам прошлого года объемы продаж французской компании составили в Китае $1,2 млрд.

Корпорация Wal-Mart не приводит никаких данных по объемам продаж или по размерам своей прибыли. Однако, в отличие от Wal-Mart, Carrefour пользуется репутацией более гибкой компании. Например, сотрудникам отдела закупок американской корпорации запрещено принимать от поставщика приглашение на обед или приглашать его самим. В Китае, где деловые партнеры нередко обсуждают дела за совместной трапезой, это выглядит, мягко говоря, необычно.

"В краткосрочной перспективе Wal-Mart не добьется в Китае больших успехов. Эта компания недостаточно местная, - считает Гу Гуоцзян, директор шанхайского Chainstore Research Institute, отслеживающего события на рынке розничной торговли. - Однако нельзя исключать, что со временем Wal-Mart добьется успеха благодаря мощи своей системы". (WSJ, 10. 07. 2003, Екатерина Кудашкина)