Бизнес лучше оставлять дочерям


Марианн Нильсон, генеральный директор частной шведской компании по производству автокаров Atlet, являет собой классический пример женщины-руководителя, которых в семейном бизнесе становится все больше и больше.

"Похоже, что так называемая династическая модель преемственности, при которой управление компанией, как правило, переходит от отца к старшему сыну, уходит в прошлое, - считает Йозеф Ливенс, партнер в бельгийской юридической фирме Ebilius Lawyers и основатель Belgian Family Institute, предоставляющего образовательные программы для семейных компаний. - Сейчас мы отмечаем растущую тенденцию, при которой управление семейной фирмой переходит к дочерям".

По данным опроса, который компания Mass Mutual проводила в США еще в 1997 г. , число женщин-гендиректоров еще тогда обнаруживало тенденцию к росту: 25% опрошенных утверждали, что следующим гендиректором в их компании будет женщина. Причем эта тенденция отмечается как в США, так и в Европе.

Кнут Якобсон, отец Марианн Нильсон, основал компанию Atlet в 1958 г. У Якобсона пятеро детей, однако проблема с наследованием семейного бизнеса состояла в том, что все пять - дочки. И потому, когда в один прекрасный день Марианн, окончившая к тому времени фармацевтический факультет Стокгольмского университета, сообщила отцу, что желает работать в семейном бизнесе, это стало для него приятной неожиданностью.

После того как Марианн проработала год в качестве руководителя шведского подразделения Atlet, в 1995 г. совет директоров компании согласился утвердить ее в должности гендиректора всей группы. "Поначалу меня не хотели утверждать даже на должность управляющего директора, - рассказывает Нильсон. - Мне говорили, что у меня недостаточно опыта. Поэтому мне пришлось работать еще больше, чтобы доказать, что они не правы".

С тех пор как Марианн Нильсон стала гендиректором, финансовые показатели компании растут. Если в 1996 г. продажи Atlet составляли 750 млн крон, то по итогам 2000 г. этот показатель составил уже 1,2 млрд крон ($116 млн).

"В Европе, да и во всем мире гораздо чаще отец передает управление компанией сыну, - рассказывает Йоахим Швасс, профессор в области семейного предпринимательства в Institute for Management Development в Лозанне. - Между тем в некоторых случаях передача управления компанией дочери представляется более удачным вариантом".

Дело в том, что в таких случаях рабочие отношения между отцом и дочерью более эффективны, поскольку лишены конкуренции и соперничества, которыми так часто окрашены отношения между отцами и сыновьями, считает профессор.

Испанская винодельческая компания Codorniu Group, основанная в 1551 г. , вот уже более 450 лет проблему поколений решает успешно и по-прежнему сохраняет управление внутри семьи. Более того, Codorniu Group входит в ассоциацию Les Henokiens, эдакий эксклюзивный клуб, членами которого являются 18 главным образом европейских компаний, которые минимум 200 лет управляются потомками их основателей.

Сейчас президентом испанской компании тоже является женщина. Мария дель Мар Равентос Шальбо сменила на этом посту своего отца. "Мой отец, Хесус Равентос Фатихо, был президентом нашей компании на протяжении 20 лет. Я решила последовать его примеру, - рассказывает она. - Я многому научилась, работая рядом с ним. Самое важное - сохранять идеологию нашей компании и продолжать создавать вина из отборных сортов винограда".

В 1997 г. Codorniu Group принадлежало пять винодельческих предприятий. Сегодня их 11, причем рассеяны они по всему миру - от Испании до Аргентины и США. Мария разработала строгие принципы отбора представителей семейства на руководящие должности в компании. "Основные требования - университетский диплом, беглый английский и успешный опыт работы в другой компании не менее пяти лет", - рассказывает она. Надо сказать, ей есть из кого выбирать: на сегодняшний день семейный клан Равентос насчитывает 450 человек. (WSJ, Екатерина Кудашкина)