Оккупация по-голливудски
Глава американской администрации в Ираке Пол Бремер похож на кандидата в президенты США - если не принимать в расчет военные самолеты, вертолеты и бронированные автомобили, на которых он перемещается.
"Моя главная задача - обеспечение безопасности в стране. .. Больше всего меня беспокоит создание новых рабочих мест", - говорит Бремер во время публичных выступлений. Только выступать ему приходится не перед добродушными американскими избирателями, а старейшинами в "арафатках" и муллами.
Бремер, всегда безупречно одетый и похожий на голливудского актера, излучает уверенность, соответствующую его миссии. Он возглавляет администрацию с мая, и многие считают, что за это время он смог навести в стране относительный порядок, которого до этого не существовало. "По крайней мере, теперь мы знаем, кто за все отвечает, к кому обращаться и кто принимает решения", - говорит иракский политик Аднан Пачачи.
Но с этим согласятся не все. Американским телезрителям легче поверить в заявления Бремера, что "все идет по плану", чем тем, кто наблюдает за работой американцев в Ираке. Американские войска подвергаются постоянным нападениям со стороны групп сопротивления, которые пытаются препятствовать восстановлению инфраструктуры. Многие иракцы и иностранцы, работающие в Ираке, считают, что при Бремере американской администрации не удается управлять страной.
Ситуация с водоснабжением и энергоснабжением значительно хуже, чем до войны, преступлений, связанных с насилием, по словам сотрудников больниц, становится больше, а не меньше. Иракская полиция вновь начала работать, но полицейских редко можно увидеть на улице. Работники министерств получают зарплату, но финансирование учреждений недостаточно.
Работой администрации крайне недовольны религиозные и политические лидеры Ирака. Один из ведущих шиитских религиозных лидеров аятолла Аль Систани недавно резко осудил план Бремера назначить без проведения выборов совет по подготовке проекта новой Конституции Ирака.
"[Бремеру] не удается ни контролировать политическую ситуацию, ни обеспечивать безопасность, - говорит Хамед аль-Баяти, представитель шиитского Верховного совета исламской революции. - Он ведет себя, как президент Ирака. Он говорит, что имеет право делать назначения, хотя не имеет такого права".
Возможно, проблема в том, что Бремер, в руках которого сейчас находится судьба Ирака, - опытный дипломат и эксперт по борьбе с терроризмом, но опыта государственного строительства у него не хватает.
Он проработал в дипломатических миссиях США 23 года, в том числе в Афганистане и Малави.
В 1986 г. президент Рональд Рейган назначил его послом по борьбе с терроризмом. В 1989 г. он ушел с государственной службы и работал в консалтинговой компании Kissinger Associates, возглавляемой бывшим министром иностранных дел США Генри Киссинджером.
После террористических атак 11 сентября 2001 г. он ненадолго возглавил одно из подразделений компании по кризисному управлению Marsh. После этого президент Джордж Буш назначил Бремера в Консультационный совет по национальной безопасности США.
Назначение Бремера на пост руководителя иракской администрации было результатом компромисса между министерствами иностранных дел и обороны США, борющихся за право руководить восстановлением Ирака. Назначение считают победой Министерства иностранных дел, в котором Бремер проработал много лет. В то же время он устраивает Пентагон своими консервативными взглядами.
Бремера можно упрекать за отдельные промахи в Ираке, но нужно учитывать, что ему пришлось начинать работу администрации заново. В момент, когда Бремер принимал полномочия из рук предыдущего руководителя администрации - генерала в отставке Джея Гарнера, американцы уже поняли, что задача послевоенного восстановления Ирака им пока не под силу.
Бремер привнес в работу администрации элемент политического расчета, которого, очевидно, не хватало Гарнеру. Его преимущество по сравнению с предшественником, по словам Пачачи, - это доверие Буша. "Понятно, что это человек, который может принимать решения", - говорит Пачачи.
При Бремере усилия американцев по восстановлению иракской экономики стали более заметны.
По словам Дэна Хитчингса, советника администрации по строительству, первое, что Бремер сказал ему при встрече, было: "Нужно вернуть людей на рабочие места, подготовьте список контрактов на строительство общей стоимостью $100 млн, мне нужно объявить о начале работ до конца недели".
"Он выделяет наиболее важные задачи и ведет их до полного завершения", - говорит Хитчингс.
Бремеру пришлось учиться делать свою работу на ходу. В своем стремлении доказать, что администрация компетентна, он принял несколько скоропалительных решений, не задумываясь о последствиях.
Почти сразу после своего назначения он сделал несколько громких заявлений, вызвавших протесты. Так, в середине мая он постановил, что все члены руководства партии Саддама Хусейна "Баас" - 30 000 человек - должны быть уволены с государственной службы. Через неделю он официально распустил иракскую армию. В результате без работы оказались четверть миллиона иракцев, большинство из них вооруженные и в полной боевой готовности. Только в июне власти отыграли назад, пообещав не прекращать выдачу зарплат бывшим военнослужащим.
Бремер с уверенностью говорит о том, что в Ираке нужно строить рыночную экономику и распродавать государственные активы. Это, естественно, соответствует американской концепции устройства Ирака. Но, по словам критиков Бремера, подобные решения должны приниматься иракским правительством, а американской администрации следует учитывать их социальные последствия. Уровень безработицы в Ираке уже выше 50%.
Многотруден и процесс создания временного правительства Ирака. Гарнер в свое время объявил, что иракские партии смогут сформировать правительство. Но таким образом власть в стране разделили бы между собой партии, большинство из которых находятся в изгнании.
Бремер быстро отменил решение Гарнера, предложив вместо этого сформировать политический совет из 25 - 30 влиятельных иракцев, назначения которых будет контролировать он лично. (FT, 4. 07. 2003, Кирилл Корюкин)