Рынок охлаждается


Последние два года на финансовых рынках были неспокойными: за это время мир пережил и крупнейший суверенный дефолт в Аргентине, и рецессию в США, и войну в Ираке. Однако гособлигации развивающихся стран оставались одним из наиболее манящих активов для инвесторов.

Облигации многих развивающихся стран стали одним из самых доходных активов в период, когда стагнация в экономике, корпоративные скандалы и схлопывание пузыря отвратили инвесторов от рынков акций и корпоративных облигаций развитых стран. Но облигации развивающихся стран росли в последнее время настолько стремительно, что многие аналитики заговорили о неминуемом "охлаждении" этого рынка.

Даже те из них, кто пропагандировал эти бумаги, теперь испытывают тревожные чувства по поводу того, что доходности значительно снизились, и их привлекательность заметно снизилась на фоне быстро набирающего обороты мирового фондового рынка. "Трудно найти доводы в пользу инвестирования в рынок [облигаций развивающихся стран]", - говорит Кристиан Стрэки, аналитик по развивающимся рынкам исследовательского центра CreditSights.

Почти все время, что продолжался спад на мировых фондовых рынках, облигации развивающихся стран позволяли инвесторам зарабатывать хорошие деньги: в конце 2001 г. доходность по ним превышала доходность казначейских облигаций США на 10 процентных пунктов. С тех пор российские еврооблигации принесли доход от инвестиций в 66% , мексиканские - в 29% , бразильские - в 38%. Но со сменой тенденции на фондовом рынке, которую связывают в том числе с появляющимися признаками экономического подъема в США, у инвесторов возникла альтернатива. Кроме того, по словам Брэда Дерхэма, аналитика Emerging Portfolio.Com Fund Research, в связи со скачком цен на акции компаний развивающихся стран часть средств была переведена из облигаций в акции.

Это перераспределение инвестиций происходит в тот момент, когда спрэд между доходностью облигаций некоторых стран, таких как Южная Африка, Марокко, Болгария и Польша, и доходностью казначейских облигаций США сузился до минимальных значений. Это дает повод предположить, что грядет коррекция.

Скептические настроения, возможно, свидетельствуют о начале конца мощного подъема, который, если исключить наблюдавшиеся время от времени резкие колебания рынка, длился с конца 1998 г. , начавшись после падения цен вследствие российского дефолта. За это время индекс облигаций развивающихся рынков EMBI+, составляемый J.P. Morgan, взлетел на 134% , в том числе на 19% в этом году.

Но по мнению большинства аналитиков, прекращение бума на этом рынке не приведет к массовым продажам бумаг и другим потрясениям, которые сопутствовали глобальным кризисам последних лет. Инвесторы теперь используют гораздо меньше заемных средств, что снижает риски, говорит Тулио Вера, аналитик Merrill Lynch.

Пока облигации развивающихся рынков продолжают пользоваться спросом. Рынку помогло последовательное повышение кредитных рейтингов России и Мексики. В этом году российские облигации принесли доход в 23% , а мексиканские в 11%. По подсчетам Emerging Portfolio.Com, инвестиции в облигации развивающихся рынков с начала этого года по середину июня составили $2,2 млрд, что в три раза превышает приток капитала за весь прошлый год, который был рекордным по этому показателю. При этом, по расчетам J.P. Morgan, во втором полугодии на рынок придут еще $4 млрд. (WSJ, 23. 06. 2003, Кирилл Корюкин)