АКЦИОНЕР: В "Газпроме" не все в порядке
Иностранные и российские акционеры недовольны состоянием дел в "Газпроме". Оптимизм по поводу отставки Вяхирева в мае 2001 г. оказался недолгим и грозит смениться разочарованием.
Справедливости ради надо заметить, что в ряде областей прогресс был достигнут. Был возвращен ряд активов и продана часть непрофильного бизнеса. Компании удалось улучшить структуру долга и добиться некоторого сокращения расходов. Однако все эти перемены не привели к сдвигам, на которые рассчитывали акционеры: повышению стоимости акций "Газпрома", росту дивидендов и большей прозрачности.
Цена акций.
Для частных инвесторов лучшим мерилом в оценке работы руководства является цена акций и рыночная капитализация компании. В этом смысле "Газпром" оказался не на высоте: на сегодняшний день стоимость акций "Газпрома" даже ниже, чем год назад. У любого инвестора снижение стоимости акций на 10% при росте рынка на 50% не может не вызвать удивления.
Похоже, "Газпром" не придает особого значения повышению капитализации компании, хотя компания и ее крупнейший акционер в лице государства от этого только бы выиграли. Явное безразличие правительства вызывает недоумение.
Одной из непосредственных причин низкой стоимости акций "Газпрома" является неспособность предоставить общественности всю необходимую информацию о своих сделках. Компании следует сосредоточить усилия на улучшении отношений с основными инвесторами и акционерами. Причем эти усилия не должны сводиться исключительно к показным встречам с 200 мелкими акционерами - сотрудниками компании, подобно тем, которые ради проформы состоялись в Уфе и других городах.
Дивидендная политика.
Дивидендная политика, о которой так много говорилось, оказалась на практике странной. Решение о снижении дивидендов по акциям "Газпрома" на 0,04 коп. по сравнению с прошлым годом выглядит неприличным. Несложный расчет показывает, что с учетом 12 - 14% -ной инфляции в реальном выражении дивиденды снизились. И все это случилось в год благоприятной ценовой конъюнктуры.
Похоже, вопрос о выплате акционерам определенной доли прибыли занимает последнее место в списке задач компании и представителей государства. Акционеры не требуют стремительного роста дивидендов, но они имеют полное право претендовать на приемлемое повышение дивидендов в реальном выражении.
Либерализация рынка акций.
Вопреки многочисленным обещаниям, порочная практика искусственного разделения рынка акций компании на два сегмента - для резидентов и нерезидентов - до сих пор не отменена. Акционеры недоумевают, кому выгодно сохранение этого разделения, которое, по общему признанию, мешает нормальному развитию "Газпрома".
Правительство и руководство "Газпрома", похоже, оказались пока не способны даже на такой чисто технический шаг, как начало торгов на ММВБ, которое могло бы повысить ликвидность акций "Газпрома". Такая инертность негативно отражается на цене акций "Газпрома" и позициях компании на международных финансовых рынках.
Государственная собственность.
Более года рынок находился в плену ложного впечатления, что либерализация связана с увеличением доли государства в "Газпроме" до 51%. Теперь стало очевидным, что вопрос о государственном участии был лишь предлогом для того, чтобы затормозить либерализацию рынка акций.
И в самом деле, зачем государству ломать над этим голову? Председатель правления "Газпрома" номинирован президентом, а правительство и руководство компании контролируют примерно 60% акций. Реальный контроль над "Газпромом" уже есть, так что нет нужды увеличивать государственный пакет акций.
Основная проблема в том, что представители правительства в совете директоров "Газпрома" часто являются "слугами двух господ". Как госчиновникам им трудно быть полноценными директорами и исполнять свои обязанности перед компанией и ее акционерами, а не только перед правительством. Проблема повышения тарифов на газ или создания свободного оптового рынка газа беспокоит их иначе, чем частных акционеров. Им нет резона добиваться от руководства компании оптимизации налогообложения. За всю историю ни одна компания еще не добилась успеха под управлением правительственных чиновников, лишенных даже права получать вознаграждение за свою работу в качестве директоров.
"Газпром" существенно выиграл бы от расширения состава совета директоров до 15 человек и увеличения в нем доли директоров, независимых от правительства.
Отсутствие структурных реформ.
Руководство компании уделяет слишком много внимания увеличению физических объемов добычи, а не улучшению капитализации компании. Однако сохранение высоких объемов добычи без реформы внутренних тарифов - это путь в никуда.
Не меньшую обеспокоенность вызывает и нежелание признать неотвратимость коренных изменений в отрасли. Монополия "Газпрома" уже рушится под давлением со стороны нефтяных компаний и независимых производителей, требующих доступа к трубопроводным мощностям и экспортным рынкам. Совершенно ясно, что в конечном итоге трубопроводный бизнес будет отделен от "Газпрома".
"Газпром" должен отстаивать свои интересы, при этом готовясь к реформе. Причем обсуждение этого вопроса необходимо начинать уже сейчас, чтобы через два года иметь на руках продуманную программу, а не повторять печальный опыт РАО ЕЭС.
Расходы и растраты.
Инвесторы вправе ожидать от руководства сокращения расходов и неэффективных затрат компании. У "Газпрома" есть программа сокращения расходов, однако она не полностью отвечает потребностям. Например, нам ничего не известно о мерах по сокращению штата "Газпрома" до разумных размеров. А бюджет компании на рекламу и спонсорство не поддается воображению. Непонятно, зачем газовой компании нужно спонсировать приезды зарубежных музыкантов и музыкальные феерии, которые не имеют никакого отношения к бизнесу компании. И для чего руководство продолжает субсидировать НТВ, размещая собственную рекламу? Вообще, нужна ли "Газпрому", который является монополией, реклама?!
Есть и другие проблемы, однако я хотел бы вернуться к первому и самому насущному вопросу - стоимости акций, на которую влияют все вышеперечисленные факторы. Если для акций характерна отстающая динамика, значит, руководство компании недорабатывает.
Мечты о "дивном новом мире", приближение которого казалось реальностью в 2001 г. , пошатнулись. По этому поводу должны глубоко задуматься и срочно сделать выводы не только инвесторы и акционеры - ведь изменение ситуации в "Газпроме" имеет принципиальное значение для всего фондового рынка, международных финансовых кругов и, по большому счету, для всей России.
Автор - член совета директоров ОАО "Газпром"