КАПИТАЛИЗМ: Изгнание духов


Отношения российского государства и швейцарской компании Noga похожи на легенду о привидениях. Отправным пунктом подобных историй служит обычно средневековое злодейство, жертва которого с грохотом и воем является к потомкам притеснителей. При этом устрашающее явление призрака происходит по определенным числам и протекает по строгому сценарию.

Именно так все обстоит и с Noga. Начались ее злоключения еще зимой 1991 г. , когда правительство РСФСР заключило с компанией бартерный договор. За поставки продуктов питания на сумму $550 млн Москва пообещала рассчитаться нефтью и мазутом. При этом Россия сама отказалась от суверенного иммунитета.

Столь неординарные условия контракта в конечном счете стали причинами его разрыва в конце 1992 г. С тех пор владелец Noga Нассим Гаон пытается заставить российское правительство рассчитаться с ним. Прекрасную возможность для давления на Москву швейцарская компания получила в 2000 г. после победы в Стокгольмском арбитраже. Несмотря на то что арбитры отвергли большую часть претензий Гаона на сумму $800 млн, решением судей правительство РФ было обязано выплатить Noga возмещение прямого ущерба и процента в размере $50 млн. Однако исполнять решение суда Москва отказалась, так как, по мнению российских чиновников, именно Noga была виновна в нарушении контрактных обязательств. Между тем многие западные юристы до сих пор считают поведение России неразумным - в цивилизованном бизнес-сообществе не очень принято плевать на решения Стокгольмского арбитража.

В результате началась "война нервов". В течение двух лет Noga пыталась арестовать за рубежом любую собственность, принадлежащую России. И всегда безуспешно. В частности, ничего не вышло у Noga в США, где она пыталась арестовать российскую выручку по ядерному контракту ВОУ-НОУ. Несмотря на первоначальный успех, был снят арест со счетов российских диппредставительств во Франции, Швейцарии и Люксембурге. Попытка ареста парусника "Седов" в порту Бреста вообще закончилась для швейцарцев убытками. На них был наложен штраф в 45 000 евро. После неудачного морского опыта Гаон переключился на воздушные суда. Однако и здесь компанию ждали одни разочарования. Попытка ареста "Мигов" и "Cушек" в Ле Бурже в 2001 г. закончилась бегством россиян с выставки.

Дорогостоящие судебные иски разорили Гаона. Он даже лишился особняка стоимостью $165 млн, а недавно его выселили из гостиницы Hilton Noga. России эта кутерьма также не доставляет особого удовольствия. Полеты на европейские авиасалоны стали почти невозможны. При этом, как показывает практика, в России есть вполне налаженная схема решения долговых проблем. Достаточно вспомнить весьма нестандартную сделку по погашению российской задолженности Чехии, известную как операция "Фалькон". Во многих же сделках по зачету зарубежных долгов (как, например, в операции по списанию долга Анголы) мелькают суммы, значительно превышающие $50 млн.

Так что дело не в масштабах, а в желании. По-видимому, единственный шанс решить проблему с Noga состоит в том, чтобы поручить эту задачу какой-нибудь финансовой группе, пообещав (в кулуарах, конечно) приличную комиссию. В наше время злые духи соглашаются оставить в покое свои жертвы только за наличные.

Автор - первый заместитель главного редактора журнала "Компания"