Такой привлекательный Китай
Citigroup и Morgan Stanley стали второй парой зарубежных банков, получивших доступ на китайский рынок ценных бумаг. В рамках программы "Квалифицированные иностранные институциональные инвесторы" они смогут вкладывать средства в акции и облигации, номинированные в юанях.
В ноябре 2002 г. Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг Китая начала отбор зарубежных банков и брокерских компаний для допуска на рынок акций и облигаций, номинированных в юанях. В конце мая первыми "квалифицированными инвесторами" стали UBS Warburg и Nomura Securities. На днях комиссия определила им квоты для инвестиций: $300 млн и $50 млн соответственно - а также допустила на внутренний рынок Citigroup и Morgan Stanley. Ожидается, что их квоты, которые должны быть выделены в течение месяца, будут определены в том же диапазоне. По правилам, иностранные инвесторы должны вкладывать не менее $50 млн и не более $800 млн.
По своему размеру китайский фондовый рынок сейчас - второй в азиатском регионе после японского. На Шанхайской и Шэньчжэньской биржах зарегистрированы акции 1200 компаний, совокупная капитализация которых составляет около $500 млрд. В стране около 100 национальных компаний, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, около 40 компаний по управлению фондами и более 50 млн розничных инвесторов.
Несмотря на отличные перспективы роста, иностранных инвесторов на китайском рынке подстерегает немало опасностей. Скандалы, включая манипулирование ценами и фальсификацию финансовых показателей, проблемы с регулированием и прозрачностью стали его неотъемлемой частью. Многие розничные инвесторы и брокерские фирмы в последние годы понесли огромные потери. И все же иностранцы полагают, что игра стоит свеч. "Реализация этой программы - положительный шаг для Китая: он продуманно интегрируется в мировые рынки капитала, предоставляя иностранным инвесторам возможность поучаствовать в росте [экономики и рынка ценных бумаг]", - говорит Эласдэйр Моррисон, генеральный директор Morgan Stanley Asia Pacific. Пекин же рассчитывает, что приход иностранных инвесторов поможет ему сформировать культуру долгосрочных, профессиональных инвестиций и в конечном итоге стимулировать более масштабные реформы финансового сектора, включая либерализацию валютного рынка. (WSJ, 10. 06. 2003, Михаил Оверченко)