Тяга к платежам
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Прием платежей за коммунальные услуги, сотовую связь и другие обеспечивает банкам дополнительный доход. Банки рассматривают их и как маркетинговый инструмент для развития розничных отделений. Но получить право принимать платежи, например, городских монополистов непросто.
Наиболее массовые - коммунальные платежи - наряду со Сбербанком принимают крупнейшие финансовые институты. В последние годы серьезную конкуренцию банкам стали составлять пункты ЗАО "Петроэлектросбыт", дочерней компании ОАО "Ленэнерго", созданной для расчетов с населением за электроэнергию. По расчетам за электричество "Петроэлектросбыт" сотрудничает со Сбербанком, "МДМ-банком Санкт-Петербург" и Балтийским банком. "Мы не планируем увеличивать количество банков-партнеров", - говорит заместитель генерального директора "Петроэлектросбыта" Александр Меркулов.
По словам Меркулова, за последние два года соотношение объемов платежей через собственные точки и банки изменилось в пользу "Петроэлектросбыта". До 2001 г. банки принимали около 60% платежей, а сейчас их доля сократилась до 30%.
У "Петроэлектросбыта" сейчас 66 собственных точек. В них можно заплатить не только за электричество, но и за квартиру, телефон, прибрести интернет-карты.
"Пункты "Петроэлектросбыта" предоставляют те же услуги, что и банки, только что вклады не привлекают. На них не распространяются требования безопасности, которые ЦБ предъявляет к помещениям банков, так что расходы на их открытие минимальны", - говорит топ-менеджер одного из иногородних банков, просивший не называть его имени в печати. Он сказал, что намерение его банка принимать платежи за услуги городских монополистов не встретили понимания в городской администрации. "Нам дали понять, что в городе хватает банков, принимающих коммунальные платежи", - сетует менеджер. По его словам, одной из претензий, высказанных чиновниками, была недостаточно широкая сеть отделений.
Теоретически перечислять коммунальные платежи может любой банк. Договоры с городской администрацией, "Ленэнерго", "Водоканалом" и другими монополистами необходимы, чтобы получать за это комиссию. "Иначе нам пришлось бы взимать комиссию с плательщика, так что наши услуги оказались бы неконкурентоспособны", - говорит менеджер.
Председатель правления "МДМ-банка Санкт-Петербург" Ольга Казанская говорит, что прием коммунальных платежей приносит доходы лишь при больших масштабах и отлаженных технологиях. "Зарабатывать на этом можно, если обеспечить большие объемы и низкие издержки, иначе нет смысла вкладывать средства в автоматизацию, обучение персонала, заключать договоры с контрагентами", - считает она.
Меркулов говорит, что ежемесячно в компанию поступает несколько заявок от банков, готовых принимать платежи от населения. "Мы готовы работать с ними, но платить комиссионные проценты не собираемся", - говорит менеджер "Петроэлектросбыта". Назвать комиссионные, выплачиваемые банкам-партнерам, он отказался, сославшись на коммерческую тайну.
Вице-президент Балтийского банка Ольга Яковлева говорит, что комиссионные за прием платежей могут составлять от 1% до 20%. Максимальный процент банки берут, например, за продажу страховых полисов. В соответствии с распоряжением городских властей комиссия за прием коммунальных платежей не может превышать 1%. В среднем же по Балтийскому банку комиссия за прием платежей составляет от 1% до 3%.
Новая тема в приеме платежей - перечисление платежей за кредиты в банки, которые не имеют собственной сети отделений в городе и при этом активно занимаются потребительским кредитованием. Ольга Яковлева из Балтийского банка говорит, что услугами этого банка активно пользуются клиенты "Русского стандарта". "Мы специально не стали повышать тарифы для этих людей, так как в конечном итоге многие из них становятся нашими клиентами. Например, открывают пластиковые карточки для упрощения процедуры платежа", - говорит Яковлева.
Дмитрий Яковлев, управляющий петербургским филиалом банка "УралСиб", который также сотрудничает с "Русским стандартом", говорит, что прием любых платежей - это доход банка. "При открытии допофис надо заполнить услугами, чтобы как можно больше людей о нем узнали, а потом сделать эти услуги привлекательными, чтобы люди платили через наш банк", - говорит Яковлев.