3G потихоньку набирает обороты
Компания NTT DoCoMo, крупнейший японский оператор мобильной связи, считается одним из пионеров в продвижении сотовой связи третьего поколения (3G). В 2001 г. эта компания первой в мире запустила в эксплуатацию коммерческую службу связи третьего поколения на базе европейского сотового стандарта W-CDMA. Однако эта служба, получившая название Foma 3G, долгое время не могла похвастать большими объемами продаж, так что позиция лидера оказалась для NTT DoCoMo нелегкой.
За первые полтора года эксплуатации сети 3G число ее абонентов так и не достигло 200 000. При этом абоненты постоянно жаловались на такие проблемы, как слишком короткий срок службы батареек в новых телефонах и обилие дыр в зоне покрытия службы. Это дало многим аналитикам повод для скептических прогнозов в отношении технологии 3G, а точнее, стандарта W-CDMA.
Между тем некоторые японские и корейские конкуренты NTT DoCoMo, сделавшие ставку на альтернативную 3G-технологию под названием CDMA 2000 1X, сумели добиться определенного успеха. Так, коммерческая 3G-сеть японского оператора KDDI, основанная на CDMA 2000 1X, уже успела набрать свыше 7 млн абонентов.
По мнению аналитиков, медленное развитие 3G-бизнеса NTT DoCoMo объясняется более высокой стоимостью развертывания сетей W-CDMA по сравнению с CDMA 2000 1X. Дело в том, что спецификация W-CDMA несовместима с PDC - стандартом "второго с половиной поколения" (2,5G), используемого NTT DoCoMo. Тем не менее сейчас, похоже, и NTT DoCoMo удается переломить первоначальную негативную тенденцию. В марте этот оператор увеличил клиентскую базу своей сети 3G на 138 000, почти удвоив ее по сравнению с тем, что было достигнуто за первые 18 месяцев. В апреле NTT DoCoMo закрепила успех - у службы Foma появилось еще 92 000 абонентов. Компания, набравшая таким образом 420 000 3G-клиентов, планирует к концу года довести их число до 1,46 млн. Возможно, начало сказываться одно из преимуществ технологии W-CDMA - возможность трансляции видеосигнала во время разговора (с помощью CDMA 2000 1X это труднее обеспечить).
Сиро Цуда, вице-президент NTT DoCoMo, убежден, что нынешний год станет для службы Foma переломным, - он ссылается на опыт внедрения технологии i-mode, показывающий, что после преодоления порога в 1 млн абонентов "начинает действовать закон геометрической прогрессии".
Операторы связи надеются, что по мере развития рынка 3G-связи ведущие производители сотовых телефонов будут выделять все больше ресурсов на выпуск 3G-трубок, что, в свою очередь, подтолкнет спрос. Аналитики также отмечают заметно улучшившееся в последнее время качество 3G-телефонов - увеличился срок службы батареек, модели стали более удобными и стильными. Одним из бестселлеров в этом секторе стала новейшая модель Panasonic, обеспечивающая функционирование в режиме ожидания в течение 250 часов без подзарядки (первые модели обеспечивали лишь 150 часов). Конечно, по данному показателю 3G-телефоны все еще существенно отстают от 2,5G-моделей (460 часов в режиме ожидания).
Расширилась и зона покрытия 3G-службы NTT DoCoMo - сейчас она охватывает порядка 90% населения страны. Впрочем, помимо этих усовершенствований компании для успеха необходимо найти "убойное" приложение, способное привлечь массового потребителя, который сейчас отдает предпочтение сетям 2,5G. Для стандарта i-mode таким приложением стала электронная почта. Успех моделей со встроенной камерой позволяет предположить, что в случае с 3G решение следует искать в области усовершенствования пропускной способности сети с целью обеспечить высококачественную передачу видеосюжетов. Правда, пока неясно, насколько это поможет операторам увеличить объем трафика.
Эти же проблемы стоят и перед европейскими операторами, потратившими только на 3G-лицензии более $114 млрд. Первую европейскую 3G-сеть предложила компания Hutchison, однако пока интерес к ней остается умеренным. Поначалу Hutchison намеревалась к концу года довести число 3G-абонентов в Британии до 1 млн, сейчас аналитики полагают, что этот план будет скорректирован в сторону уменьшения. (FT, 8. 05. 2003, Александр Сафин)