Европа избавляется от "золотых акций"


Стремление европейских правительств контролировать "стратегические" национальные компании противоречит нормам Евросоюза. Это подтвердил вчера Европейский суд в Люксембурге, постановив, что власти Великобритании и Испании не имеют права владеть "золотыми акциями" пяти частных компаний.

С помощью "золотой акции" правительство Великобритании контролирует Британскую администрацию аэропортов (British Airports Authority, BAA), а Испании - нефтяную компанию Repsol-YPF, телефонного оператора Telefonica, энергокомпанию Endesa и - в прошлом - банковскую группу Argentaria (к настоящему времени поглощена банком BBVA). В решении высшей судебной инстанции ЕС говорится, что тем самым Лондон и Мадрид нарушили один из основополагающих принципов ЕС, ограничив свободу движения капитала. В своем вердикте суд подчеркнул, что по правилам ЕС сохранение "золотых акций" допустимо лишь в том случае, если речь идет о компаниях, предоставляющих общественно значимые услуги, и если контроль государства над ними не является чрезмерным.

Вердикт суда, скорее всего, повлияет на исход других судебных разбирательств, которые идут сейчас между Еврокомиссией и национальными правительствами. Правительство Италии по-прежнему владеет "золотой акцией" Telecom Italia, Голландии - инфраструктурного холдинга TPG, а Дании - аэропорта Копенгагена. После вчерашнего решения суда им, возможно, придется расстаться с контролем над этими компаниями. Однако "золотые акции" остаются по-прежнему законными, когда речь идет о компаниях, связанных с ВПК, таких, как BAE Systems и Rolls Royce.

Суд отверг доводы британского правительства, уверявшего, что в случае BAA нет никакого нарушения норм ЕС. По уставу компании сконцентрировать в одних руках более 15% голосующих акций можно только с разрешения правительства. Разрешение правительства требуется и на любые сделки по продаже аэропортов. Суд не согласился с мнением правительства, что эти правила не означают дискриминацию против компаний из других стран ЕС. Суд заявил, что любые запреты на покупку акций или участие в управлении компаниями ограничивают свободу передвижения капитала.

Суд постановил, что свободу передвижения капитала ограничивает и испанский закон о приватизации 1995 г., поскольку банковский холдинг Argentaria не имеет никакого отношения к общественно значимым услугам. Суд, впрочем, признал, что такие услуги предоставляют Repsol, Endesa и Telefonica, - но введенные правительством ограничения чрезмерны. (FT, 13. 05. 2003, Игорь Федюкин)