РОССИЯ И ВТО: Напрасный страх Европы
Россия - самая крупная экономическая держава за пределами Всемирной торговой организации (ВТО). Россия также главный сосед Европейского союза (ЕС), причем сосед, с которым нынешние члены ЕС находились в состоянии "холодной войны" на протяжении значительной части прошлого столетия. Теперь руководство России стучится в двери ВТО.
Все согласны, что принятие России в состав ВТО будет способствовать ее более активной интеграции в мировую экономику, тем самым обеспечивая процветание огромной нации. Учитывая, что сейчас российская экономика растет намного быстрее, чем экономика ЕС (по нашим прогнозам, в этом году рост ВВП составит 6,5%), представляется очевидным, что члены ЕС должны приветствовать этот процесс хотя бы для того, чтобы получить более широкий доступ к российским товарам и услугам.
Вместо этого Евросоюз стал главным тормозом на пути России в ВТО. Члены ЕС отрицают это, но причиной задержки является как раз их позиция на переговорах с Россией. И такое положение дел сохранится, если члены ЕС не изменят свою точку зрения.
Проблема газа.
Основным спорным моментом является не стандартное требование об импортных тарифах (на самом деле российские тарифы ниже, чем во многих странах - участницах этой организации) и не вопрос о доступе на рынок в таких областях, как финансовые услуги. Спор сосредоточился вокруг цен на энергоносители, в особенности цен на газ.
Прежде чем перейти к анализу позиций обеих сторон, позвольте привести несколько фактов.
На территории России находится около трети разведанных мировых запасов газа. Россия занимает второе место в мире по объемам добычи газа и является его крупнейшим экспортером, обеспечивая 40% импорта и 20% потребности 15 стран ЕС в этом виде топлива.
ЕС закупает российский газ по так называемой пограничной рыночной цене, которая в настоящее время составляет около $120/1000 куб. м. Транспортные расходы и налоги значительно повышают конечную цену для европейских промышленных потребителей.
Напротив, в России средняя цена на газ для промышленных потребителей чуть выше $20/1000 куб. м (около $25, включая НДС), что составляет менее 1/6 от цены, которую платят промышленные потребители в странах ЕС. Цена на газ для населения России еще ниже, но ЕС благоразумно не беспокоится по этому поводу.
Ситуация осложняется тем, что огромная газовая отрасль России остается в значительной степени нереформированной. Здесь доминирует гигантская монопольная полукомпания-полуминистерство под названием "Газпром". Цены устанавливаются государством. В цепочке добыча - сбыт отсутствуют свободные рыночные отношения.
Неожиданное требование.
Имея на вооружении эти факты, страны ЕС требуют, чтобы Россия подняла внутренние цены на газ до их уровня, поскольку, как они утверждают, нынешняя разница в ценах представляет собой субсидию российской промышленности. Кроме того, они настаивают на либерализации газовой отрасли.
Российская сторона с некоторым недоумением встретила эти требования. Внутренние цены на энергоносители никогда ранее не являлись камнем преткновения при вступлении стран в ВТО. Поэтому Россия отвергла претензии ЕС, заявив, что не откажется от своего конкурентного преимущества и что предъявлять подобные претензии все равно что требовать от Франции поднять цены на свои вина.
Столкнувшись с совершенно непримиримой позицией России, ЕС, похоже, вносит некоторые коррективы в свою аргументацию. Говорят, что на последних переговорах Евросоюз отказался от жесткого требования по поводу цен на газ и вместо этого настаивает теперь на ликвидации экспортной монополии "Газпрома", отмене экспортных пошлин на газ и, по-прежнему, на либерализации газовой отрасли. По-видимому, подобные меры должны будут привести к снижению цены на газ, поставляемый в ЕС.
Разумный отказ.
Все эти требования, скорее всего, постигнет аналогичная судьба: Россия их отвергнет.
И правильно поступит по одной простой причине: стоимость добычи российского газа значительно ниже, чем у других производителей. Благодаря сочетанию ряда факторов - советского наследия, географического положения и общего низкого уровня доходов населения - Россия имеет огромное сравнительное преимущество в сфере производства энергоносителей.
По нашим подсчетам, даже неэффективный "Газпром" получит достаточную прибыль на внутреннем рынке, поставляя газ промышленным потребителям по цене $27/1000 куб. м (без учета НДС), и есть все основания доверять заявлениям более эффективных российских нефтяных компаний, что при таком уровне цен они смогут получать отличную прибыль.
Несомненно, Россия должна либерализовать свою газовую отрасль, как того требует ЕС и как подсказывает опыт реформы нефтяного сектора в 90-х гг. и начавшейся реорганизации электроэнергетики. Но в любом случае в самой России есть мощное лобби, поддерживающее этот процесс, а в результате либерализации российская газовая отрасль станет еще более конкурентоспособной. А значит, после либерализации российские цены по-прежнему останутся очень низкими.
Более того, если страны ЕС будут способствовать формированию свободного рынка для российского газа, Россия сможет быстро оказаться единственным поставщиком, полностью вытеснив существующие европейские газовые компании. Несомненно, Европа никогда не согласится с такой потерей экономических интересов и диверсифицированных поставок. Следовательно, бессмысленно ожидать, что Россия допустит одновременного посягательства и на ее рыночную долю, и на цены поставок. В конце концов, ЕС мирится с существованием ОПЕК.
Близорукое коварство.
Зачем же ЕС отстаивает свою бесперспективную позицию? Ответ прост: протекционизм. Россия со своими богатейшими запасами дешевой энергии станет мировым лидером в энергоемких отраслях, таких как металлургия, химическая промышленность и производство многих полуфабрикатов. Страны ЕС давно столкнулись с политическими проблемами, которые вызывают эти переживающие спад отрасли промышленности, и прекрасно осознают этот факт. Так что они требуют изменений, на которые, как им отлично известно, Россия не согласится или, по крайней мере, не должна согласиться.
Очевидным следствием этой позиции является задержка с вступлением России в ВТО.
Одним из последствий такой задержки является не только отсрочка неизбежного упадка энергоемких отраслей ЕС, но промедление с пониманием того факта, что дешевая энергия - это конкурентное преимущество России. Такое понимание должно привести к крупномасштабным инвестициям во многие энергоемкие отрасли России. Может быть, и этого тоже пытаются избежать страны ЕС? Скорейшее вступление России в ВТО соответствует долгосрочным интересам как самой России, так и ЕС. Экономически грамотное российское правительство понимает это и стремится к достижению данной цели наряду с прочими реформами, направленными на либерализацию российской экономики. Напротив, вряд ли можно ожидать от ключевых стран ЕС, что они будут действовать с той же степенью понимания собственных интересов.
Авторы - главный экономист Brunswick UBS и управляющий директор Prosperity Capital Management