Демонический выбор


На сцене "Под крышей" в Театре им. Моссовета идут последние репетиции спектакля "Демон" в постановке Кирилла Серебренникова с Олегом Меньшиковым в главной роли. Меньшиков, глава "Театрального товарищества 814", выступает и как продюсер спектакля. Хотя идея ставить лермонтовского "Демона" принадлежит не ему, а Серебренникову. Известие о том, что Меньшиков - впервые за 13 лет - строит в театре свою роль под чужим руководством, многими воспринялось как сенсация. Последний режиссер, с которым работал Меньшиков в театре, был Петр Наумович Фоменко ("Калигула"). Спектакль "Нижинский", возникший 11 лет назад в агентстве "БОГИС", Меньшиков выпускал уже сам, хотя слово "режиссер" в программке вообще не значилось. В спектаклях "Театрального товарищества 814" "Горе от ума", "Кухня", "Игроки" Меньшиков уже не только де-факто, но и формально являлся постановщиком, хотя "Игроков" начинали репетировать с другим режиссером. С Кириллом Серебренниковым Меньшиков довел проект до конца: 30 апреля "Под крышей" Моссовета пройдет премьера, 28, 29 - предварительные показы. Кирилл Серебренников заканчивает "Демоном" феноменально удачный для него год. Три спектакля - "Откровенные полароидные снимки" в Театре им. Пушкина, "Терроризм" во МХАТе им. Чехова, "Сладкоголосая птица юности" в "Современнике" - выявили не только особенности его интонации, но и творческую стратегию. Команда "Демона" смешанная. Кто-то уже работал с Меньшиковым в предыдущих проектах. Например, Анатолий Белый играл и в "Горе", и в "Кухне". Модельер Игорь Чапурин делал костюмы и для предыдущих спектаклей "ТТ 814". Многие участники постановки изначально из "группы Серебренникова": художник Николай Симонов, хореограф Альберт Альберт, актриса Наталья Швец (она снималась в сериалах "Ростов-папа" и "Дневник убийцы"). Композитор Александр Бакши, создатель "театра звука", впервые работает и с Серебренниковым, и с Меньшиковым, но степень его участия в общем деле серьезно влияет на результат. Он сочинил сложнейшую звуковую партитуру - музыка сопровождает все действие. Вместе с Бакши в спектакль пришли три музыканта - Михаил Жуков (ударные), Грант Айрапетян (киманча), Михаил Корзин (струнные и вокал). Пластическая группа из "Класса экспрессивной пластики" Геннадия Абрамова - Константин Мишин, Константин Гроусс, Сергей Архипов тоже почти постоянно на сцене как полноправные участники развития сюжета. Финансовую поддержку проекту оказывает Национальный резервный банк.

Кирилл Серебренников называет эту постановку экспериментальной работой. Выразительное решение не самых сценических на первый взгляд текстов - его сильная.. Но он из тех режиссеров, которые не решают формальные задачи в ущерб смысловым. Предложение Меньшикову сыграть "Демона" - само по себе довольно смелая театральная провокация. Перед премьерой спектакля Олег Меньшиков ответил на вопросы "Ведомостей".

- Почему вы как театральный продюсер и вы как актер решились на этот проект? - В октябре 2002 г. я посмотрел спектакли Кирилла "Пластилин" и "Полароидные снимки", и мне очень понравилось... Важно изначальное желание, дальше уже все подчиняется ему. Мне в данном случае важно было встретиться в работе с Кириллом. Название определил он, и думаю, даже если бы эта идея мне не понравилась, он бы сумел меня убедить. Каждый человек - мир, каждый человек - планета, но иногда до этой планеты лететь не хочется, иногда в этот мир даже постучаться неохота. А тут я понял, что этот человек действительно транслирует что-то, излучает. И я хочу разгадать, я хочу понять, о чем мне этот человек говорит.

- Но он предложил очень необычное название - не пьесу, не сценарий, а поэму. Вы ему доверились? - Я доверился, хотя и не без сомнений. Но когда Кирилл пришел, когда начал читать поэму, я понял: он что-то знает. Не вообще про поэзию, не вообще про Лермонтова, а про эту конкретную историю. Он что-то знает и что-то может рассказать. - И вы решили исследовать это "что-то" на конкретном материале, который оказался ни много ни мало произведением о падшем ангеле, то есть о...

- Да, прости господи, не к ночи будет помянут. Ну, впрочем, существует роль Мефистофеля, в конце концов, Федор Иванович Шаляпин пел эту партию. Мы же спектакль делаем, а не в диспуте религиозном участвуем.

- Мне показалось, что в спектакле одной из главных тем будет тема любви.

- И одиночества.