Редкие цвета
Аналитики уже несколько лет сообщают о том, что на смену монохромным принтерам постепенно приходят цветные, однако корпоративные пользователи разочаровывают компьютерную индустрию. Давно обещанного перехода на цветную печать в офисах так и не произошло, а в России продажи черно-белых принтеров вообще растут опережающими темпами.
Крупнейшие мировые производители принтеров не устают говорить о скором замещении черно-белых принтеров, применяемых в офисе, цветными. Приводятся аналогии с фотографией и телевидением - и то и другое со временем стало цветным. Особую заботу производителей составляет именно бизнес-сегмент рынка - домашние пользователи принтеров в основном покупают их для печати фото с цифровых камер, и поэтому здесь изначально в основном применяется цвет.
Действительно, мировые объемы продаж цветных принтеров растут. Как рассказал аналитик IDC Russia Дмитрий Фешин, в прошлом году в Центральной и Восточной Европе доля цветных принтеров в денежном выражении составила 15%. Прогноз IDC на 2006 г. - 35%. "Мир, каким мы его видим, невозможен без цвета. Деление спектра на черный и белый - атрибут старого времени, когда технологии не позволяли совместить видимый мир и его изображение на бумаге. То, что многие люди до сих пор печатают на монохромных принтерах, вовсе не означает, что им это нравится", - пояснил "Ведомостям" Тору Ямадзаки, глава московского представительства компании Seiko Epson. Интересно, что в качестве офисных принтеров сейчас позиционируются не только лазерные (эта технология стала уже вполне привычной в офисах), но и модели, основанные на струйной технологии. К таким относится, например, недавно выпущенный Hewlett-Packard Business InkJet 3000 - сетевой принтер, рассчитанный на печать сравнительно больших тиражей (рекомендованная ежемесячная нагрузка - 30 000 страниц). Согласно недавнему отчету Cap Ventures, американской консалтинговой фирмы, изучающей рынок принтеров, копиров и факсов, 53% компаний планируют купить цветной лазерный принтер в течение ближайшего года. Кроме того, 40% опрошенных планируют купить цветной струйный принтер ценой менее $1000 (к которым относится и серия Business InkJet) и 51% - черно-белый лазерный.
С другой стороны, как рассказал ассоциированный директор Cap Ventures Стюарт Робинсон, его компания в течение нескольких лет снижала свой прогноз по объему рынка цветных лазерных принтеров и отодвигала сроки. Теперь на сектор претендуют еще и струйные принтеры. Вероятно, говорит Робинсон, рано или поздно производители просто перестанут выпускать черно-белые принтеры - тогда отомрет и соответствующий вид печати. С этой точки зрения за будущее офисной печати сейчас конкурируют две технологии - цветная лазерная и цветная струйная.
Это мнение Cap Ventures не разделяют в Hewlett-Packard. Как подчеркнул Хан Тонг, вице-президент подразделения деловой печати Hewlett-Packard, для цвета в офисе подходят обе технологии и компания намерена развивать их сбалансированно. В Hewlett-Packard полагают, что струйную цветную печать быстрее всего внедрять у себя будут предприятия малого и среднего бизнеса (с числом сотрудников около пяти). Препятствием к внедрению струйной печати в деловом сегменте является традиционное восприятие этой технологии как персональной. Считается, что таким принтерам свойственна плохая работа в корпоративной сети и высокая чувствительность к постороннему вмешательству. Другие компании в деловом сегменте ориентируются на лазерную цветную печать. Например, Canon на днях представила свой новый цветной аппарат iRC3200 - это сетевой принтер c возможностью копирования, основанный на популярной серии цветных копиров Canon CLC. В компании Xerox также указывают, что цветная лазерная печать растет быстрее струйной. Хотя о вытеснении монохромных принтеров цветными пока говорить не приходится - продажи монохромных лазерных принтеров у Xerox растут еще быстрее. Как рассказал Николай Богданов, менеджер по маркетингу российского офиса Xerox, по итогам 2002 г. весь рынок цветных принтеров оказался меньше рынка монохромных сетевых почти в пять раз.
Впрочем, перед цветной печатью в офисах стоят и более общие препятствия, и они тоже относятся к области потребительского восприятия. Как полагает Ханс Викстрем, президент Canon North-East Oy (это подразделение является головным для московского офиса компании), эти препятствия таковы: "Во-первых, сохраняются опасения по поводу себестоимости отпечатка - в большинстве случаев цветные отпечатки дороже черно-белых. Во-вторых, персональные цветные устройства дороги в эксплуатации. Считается, что ими невозможно управлять централизованно и они сильно загружают обслуживающий персонал". Специалисты говорят также, что руководители не покупают цветные принтеры из опасения, что сотрудники станут злоупотреблять возможностями качественной цветной печати, например печатать за счет компании свои личные фото.
В связи с этим, например, компания Seiko Epson предлагает при помощи специальных программных средств назначать право использовать цветную печать только определенным пользователям, а также вести учет количества сделанных цветных отпечатков. "Основным препятствием в распространении цветной печати становится стереотип восприятия продукта, а не его объективные свойства", - полагают в Seiko Epson.